В преамбуле к конференции градоначальник сделал непростое признание:
– Примерно год тому назад я говорил о том, что в сфере предоставления услуг общественного транспорта надо наводить порядок. И брал на себя обязательства, и в зимний период общественный транспорт работал, ну, если не совсем нормально, то близко к этому. К сожалению, вынужден сегодня признать, что то, чего я хотел – не получилось. По двум основным причинам, о которых я намерен с вами поговорить.
Мэр Михаил Столяров: ... "год тому назад я говорил о том, что в сфере предоставления услуг общественного транспорта надо наводить порядок. К сожалению, вынужден сегодня признать, что то, чего я хотел – не получилось." ...Первой проблемой М. Столяров назвал наличие на рынке пассажироперевозок маршрутчиков-«дикарей», которые мешают цивилизованному бизнесу и никак не хотят нормально работать и дисциплинированно платить налоги. В качестве наиболее яркой иллюстрации мэр привел историю компании «Омни-транс», которая перевозит горожан с помощью знаменитых уже оранжевых автобусов марки «Волгабус».
– В апреле-мае мы пригласили компанию «Омни-транс», которая выиграла несколько конкурсов на осуществление пассажирских перевозок и вошла на рынок. Много было критики по поводу «иногородних» номеров этих автобусов. Но в общем-то, насколько могу судить, горожанам автобусы понравились. Так получилось, что на тех маршрутах, которые «Омни-транс» выиграл по конкурсу в мэрии, кроме них продолжили работать еще и другие перевозчики – нелегалы. Вопреки правилам эти предприниматели, которые работали на этих маршрутах и раньше, не ушли, да они и не собирались уходить с этого рынка услуг, хотя не имеют лицензии, договоров с администрацией города, не участвовали в конкурсах, не зарегистрированы как налогоплательщики. В итоге нездоровая конкуренция за время работы с апреля прошедшего года привела к потерям в выручке «Омни-транс» в размере около 25 млн. рублей (по сведениям самого перевозчика). Компания пришла сюда не благотворительностью заниматься, и им такая ситуация не нравится. Пока что нам удалось уговорить руководство компании остаться. Но для этого необходимо наладить порядок.
Начальник управления транспорта и пассажирских перевозок администрации Астрахани Алексей Макеев: ... «Из 1200 маршруток, работающих в городе не менее 250-ти – нелегалы» ...
Как выяснилось в ходе дальнейшей беседы, логика маршрутчиков-«нелегалов» проста: «Я тут с 1997 года работаю, поэтому уходить не буду». Мэр на это ответил эмоционально:
– И что, теперь маршрут в его собственности (маршрутчика)? Ведь надо понимать, кому тут что принадлежит: общественный транспорт – это зона ответственности мэрии, мы отвечаем перед горожанами и к нам идут все претензии. Хочешь работать – приходи, выигрывай конкурс и работай. Не можешь удовлетворить условиям конкурса? Не мешай работать тому, кто может. У наших астраханских перевозчиков с 2010 года, когда вводилась маршрутная сеть, было достаточно времени подготовится.
– А для участия в конкурсе предпринимателям необходимо обязательно иметь автобусы средней вместимости?
– Да, это предпочтительное условие для работы на центральных маршрутах. Бизнесу надо модернизироваться. Но, как вы понимаете, в городе есть и другие маршруты, где автобусы средней вместимости не актуальны. Тем не менее, переформатирование системы общественного транспорта необходимо. Оно давно назрело.
Что делать?
Естественно, возник вопрос о том, каким образом надо решать проблему. С одной стороны ситуация выглядит до смешного просто: ловить маршрутчиков-«дикарей» можно прямо во время работы – места известны, номера на виду, места стоянок все знают... Тем не менее, как выяснилось, у муниципальных чиновников нет законного права осуществлять такую деятельность.
Начальник управления городского транспорта и пассажирских перевозок администрации Астрахани Алексей Макеев сказал корреспонденту «Пункта-А»:
– Попытки навести порядок в этой сфере предпринимались. Но мы моментально столкнулись с противодействием надзорных органов – ну не даны муниципалитетам такие полномочия. Не имеем права. Муниципалитет пытался судиться. Но все закончилось решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (от 15 февраля 2012 года), который запретил муниципальным органам дублировать функции федеральных надзорных ведомств.
Михаил Столяров пояснил:
– Помимо городского управления транспорта есть восемь федеральных надзорных ведомств, в полномочия которых входит контроль за работой общественного транспорта. Но в большинстве случаев они «не торопятся» исполнять свои обязанности. И повлиять на них мы никак не можем. Даже совещания с участием губернатора нам в этом вопросе пока не помогли, хотя указания на этот счет были даны неоднократно. Сегодня, когда мы говорим, что нужно кончать с этими маршрутками, хочу упомянуть о своем визите в Казань. Там в течение полугода вопрос с маршрутками был решен. Приняли решение на республиканском уровне — маршрутки работают в пригороде, в городе — автобусы большой, средней вместимости, троллейбусы.
... "мы говорим, что нужно кончать с этими маршрутками" ...Мэрия подготовила подробный список надзорных ведомств, которые по определению осуществляют контроль на рынке пассажирских перевозок. Публикуем:
«Рогатый» вопрос
Вторая проблема, о которой заговорил мэр на пресс-конференции, оказалась тесно связана с первой. Речь снова зашла о переформатировании видов транспорта. Правда, на этот раз автобусами средней вместимости предлагается заменить не маломестные маршрутки, а – напротив – крупногабаритный транспорт. А именно, троллейбусы. Мэр сказал:
– Сегодня у нас в наличии 20 троллейбусов, из них восемь приобретены в 2010 году, остальные – еще на закате советской власти. Эти троллейбусы постепенно выходят из строя, приобрести новые по цене более пяти миллионов рублей – у нас в бюджете просто нет таких денег. Возможность приобретения в этом году или в следующем не просматривается. Контактная сеть, кабельное оборудование и подстанции фактически изношены на 80% . Мы серьезные деньги вкладываем туда, но только латаем дыры. Проанализировав ситуацию на дорогах Астрахани, мы пришли к выводу, что с учетом того количества личного автотранспорта, маршрутных автобусов, включая ГАЗели и т.д., троллейбусы стали не актуальны. Узкие улицы, перегружены, на них такие большие транспортные средства имеют очень низкую маневренность, создают пробки. Если не решить кардинально проблему дорог, то тратить деньги на приобретение троллейбусов, на мой взгляд, не совсем правильно.
Сегодня у нас в наличии 20 троллейбусов, из них восемь приобретены в 2010 году, остальные – еще на закате советской власти.
О путях решения проблемы было озвучено следующее:
– Затраты на субсидии муниципальному предприятию в прошлые годы составляли до 69 миллионов рублей. Мы в этом году уменьшили их до 34 миллионов рублей, больше город не может себе позволить. Поэтому дано поручение объявить конкурс, привлечь организацию, которая могла бы профессионально проверить, посчитать и дать нам рекомендации или заключение – каким образом дальше двигаться. Если парк троллейбусов станет совсем непригоден к эксплуатации – он будет списан и сдан в металлолом. Но есть предприятие, люди там работают, есть производственная и ремонтная база, поэтому мы ищем пути выхода из ситуации. Одно из направлений, которое мы для себя выбрали, это замещение троллейбусов на автобусы средней вместимости. Мы это уже начали делать: замещаем автобусами на наших муниципальных маршрутах. Будем привлекать автобусы в виде финансовой аренды (лизинг на 5 лет под 12-13% годовых при цене не более 1,7 млн. рублей за автобус). В самом предприятии речь не идет о сокращениях персонала. Мы продумали план действий: по переобучению персонала и привлечению даже дополнительного персонала ремонтного и водительского состава на автобусы. Мы думаем о расширении парка автобусов средней вместимости до ста штук в этом году и, если всё получится, еще сто – в следующем. Но все будет зависеть от ситуации.
Если парк троллейбусов станет совсем непригоден к эксплуатации – он будет списан и сдан в металлолом.