«Ну не шмогла я... Открытое акционерное общество «Социальные гарантии» было создано в сентябре 2010 года постановлением регионального кабмина. На долю её сотрудников выпал самый неблагодарный труд: сломать стереотипы и приучить людей пользоваться государственными услугами в электронном виде. Тогда астраханские власти с гордостью заявили: мы - первые в космосе в передовиках по реализации проекта «Электронное правительство».
Действительно, Астраханская область стала одним из нескольких субъектов РФ, кто вообще взялся за это дело. Задумка была гениальная: создать в регионе развитую инфраструктуру услуг в электронном виде, благодаря чему астраханцам больше не надо будет ездить в разные инстанции, предоставлять кучу справок и ждать месяцами заветной бумаги. Для удобства планировалось разработать региональный портал госуслуг, ключом к нему сделать универсальную электронную карту, а всех чиновников перевести на межведомственный документооборот. И вот центром притяжения информационных инноваций и должны были стать «Соцгарантии», уполномоченная организация по выдаче УЭК (и целой куче других примочек). Проект, к слову сказать, курировал тогдашний премьер Константин Маркелов.
По первоначальному замыслу все 100 процентов акций компании находились в государственной собственности Астраханской области . Однако когда пришло время выпускать универсальную карту, почти половину уставного капитала пришлось передать «Сбербанку», поскольку он выступал главным партнёром проекта.
Надо отдать должное: на первоначальном этапе всё и вправду шло хорошо. В 2011-2012 начали выпускаться демонстрационные карты, открылись центры обслуживания УЭК, а в «Социальные гарантии» (которые неоднократно посещал с ревизией Константин Маркелов) завезено мощное оборудование для организации сети правительства Астраханской области. Так появился Центр обработки данных, который занимался внедрением электронного документооборота (на нём и сейчас сидят все правительственные структуры региона).
Вице-губернатор Константин Маркелов неоднократно встречался с директором ОАО «УЭК» (федеральной структуры, ответственной за выпуск карточек) и каждый раз привозил в Астрахань новые соглашения: то всех льготников переведут на карты с подключенным транспортным приложением, то все платежи ЖКХ будут проводиться только через УЭК. Обещания множились - равно как и планы «Соцгарантий», которые плавно должны были захватить рынок инноваций. Скрин с сайта организации:
В 2014 году стало понятно, что к проекту «УЭК» на федеральном уровне охладели, и не сегодня-завтра эту лавочку прикроют (так в итоге и вышло - в этом году идею официально свернули). В стране санкции, беженцы из Украины, кризис и прочие напасти - тут не до информатизации, которая уступила место новому термину - «импортозамещение».
С небес на землю Однако к этому моменту ОАО «Социальные гарантии» уже начинает лихорадить: федеральное финансирование постепенно урезают, вот-вот снимут и последние крохи из областного бюджета, судьба УЭК вообще висит на волоске. Кабмин во главе с Маркеловым начинает искать «подушку безопасности» для компании. Единственным логичным выходом из ситуации стал частичный «ребрендинг» акционерного общества - его в конечном итоге сделали расчётным центром для отдельных видов коммунальных услуг.
Центр обслуживания населения по услугам ЖКХ был открыт 1 июня 2014 года, в экпериментальном порядке выпущены единые платёжные документы за оказание услуг ЖКХ пока только жителям п. Новоначаловского, началась претензионная работа с абонентами. Позже «Соцгарантии» стали обслуживать и население областного центра.
В 2015 году, когда ресурсоснабжающие организации начали массово расторгать договоры с ЕИРЦ, власти, было, попытались «загнать» всех в «Социальные гарантии» (мы даже об этом писали ), но затея с треском провалилась, и в платёжках «Соцгарантий» появились, в основном, только муниципальные поставщики (МУП «Водоканал», к примеру). И хотя официальные пресс-релизы и сообщали, что это только начало и вскоре все перейдут в «Гарантии», поставщики идти туда не торопились. Так разрушились все надежды и чаяния компании. С информационных высот она спустилась до самых низов - коммунального быта. Да и здесь, честно говоря, не блещет - жалобы на очереди в сотни человек продолжают поступать.
Впихнуть невпихуемое Накануне наш корреспондент повторил эксперимент и попытался прорваться в «Социальные гарантии». Не вышло. В два часа дня нам открылась, на первый взгляд, благовидная картина: человек 20 в здании расчётного центра. Однако радость была не долгой. Нашего «подставного абонента» окружили зоркие бабушки, которые отправили журналиста «записываться». В листе ожидания на тот момент было около 180 фамилий. С утра успели получить заветную справку об отсутствии задолженности только 50 человек. Те, кто не успеет пройти сегодня, автоматом переходят на следующий день, да и то гарантий, что повезёт, никто дать не может. И так по кругу, по кругу, по кругу…
В том, что в Астрахани работает некий расчётный центр, ничего удивительного нет - это весьма распространённая для регионов практика. Создавать такие учреждения может как региональные власти, так и муниципальные - достаточно лишь разработать определенную нормативную базу. Далее центр подписывает соглашение с поставщиками коммунальных услуг и выступает в качестве посредника: платежи за воду, тепло, свет и прочие блага цивилизации поступают не напрямую в ресурсоснабжающую организацию, а в расчётный центр. Для населения это гораздо удобнее: не надо заполнять много квитанций, можно оплатить всё одним траншем, в случае претензий или если нужна справка об отсутствии задолженности, то ездить по разным инстанциям тоже не требуется - всё можно получить в одном месте. Правда, с каждой оплаты взимается комиссия, но она не столь внушительна (как правило, 1-2%).
Стоит заметить, что «Социальным гарантиям» так и не удалось заключить соглашения со всеми поставщиками. Здесь нельзя заплатить за отопление и горячую воду или свет: эти бытовые нужды «прописались» в другой фирме - «Астраханском расчётном центре» (чей учредитель вообще из Волгограда). Однако и на долю «Гарантий» выпало немало: холодная вода, обращение с твёрдыми коммунальными отходами, капремонт, домофоны и некоторые другие. Страшно даже представить, что было бы здесь, если бы «Соцгарантии» выписывали счета по всем услугам. Хотя, возможно, при таком раскладе доход компании был бы больше, и она смогла бы расширить свой штат, открыть ещё один офис или внедрить какие-то новые автоматизированные системы (электронной записи в очередь, например). Но, видимо, не судьба…
К сожалению, время, которое человек может находиться в очереди, чтобы оплатить услуги, ни одним законом не регламентируется. Это может быть прописано локальными актами (компании, муниципалитета), но мы, если честно, применительно к «Социальным гарантиям» таких норм не нашли. Зато на работу компании можно пожаловаться учредителю - то есть астраханскому правительству. Куратором общества выступает минэкономразвития, так что в его компетенции повлиять на данный расчётный центр. Почему этого не сделано до сих пор – непонятно.
Кроме того, жалобы на ОАО» Социальные гарантии» можно подавать в прокуратуру и Роспотребнадзор.
Кстати, вопрос об очередях в абонентском отделе «Гарантий» уже поднимался в ходе одного из заседаний областного правительства - ещё в бытность Константина Маркелова. Тогда он поручил министру экономике Элине Полянкой разобраться в ситуации и навести там порядок. Однако проконтролировать выполнение данного поручения так и не успел.
А ведь власти вполне могли бы выступить с законодательной инициативой, которая бы регламентировала и время пребывания в очередях и прописывала бы ответственность организаций за «издевательства» над астраханцами.
Источник: Punkt-a.info
25.08.2017 10:16