Современная школа: поиск,  эксперимент, мобильность

  Мы живем в мире быстроменяющейся информации. Часто то, что узнает человек сегодня, устарело еще вчера. Современное российское образование ориентировано на то, чтобы научить ребенка самому находить и осваивать знания в стремительном потоке информации, то есть научить самого школьника овладевать знаниями.
  « Нам в пример часто ставится шведская система образования, уже принятая на вооружение образовательными учреждениями Норвегии и Финляндии, с которой мне удалось познакомиться благодаря стажировке, пройденной не так давно в этих странах, что называется, «в режиме реального времени», – рассказывает Светлана Фёдоровна ПОЛЯКОВА, учитель географии и биологии МБОУ «СОШ с. Никольское», Почётный работник общего образования РФ.
  Шведская школа, по словам российского педагога, рассматривает учителя как разносторонне развитую личность. Например, если педагог работает на полную ставку в старших классах, то должен преподавать от 2 до 5 предметов (в России - это один, реже два предмета). Кроме того, шведский учитель во время учебного процесса должен выполнять функции мамы и папы (научить всему и вся), стать взрослым другом, который может подсказать правильное жизненное решение, быть психологом, ну и, само собой разумеющееся - учителем. Период обучения с нулевого по 9 класс называется фундаментальной школой. Причём дети начинают получать оценки по трёхбалльной системе («3», «4» и «5») только с восьмого класса. В 6 лет ребенок идет в первый класс. Он промежуточный между школой и детским садом. Уроки длятся по 35 мин., между ними перерыв на свежем воздухе - 1 час. Дети здесь не пишут, но считают, разучивают стихи, играют, водят хороводы. На 12 детей приходится 4 преподавателя. Во втором классе – уже школьная система. С детьми в каждом классе - 1 учитель и 1 ассистент. Чтобы поступить в университет, нужно закончить еще три года высшей школы (11-13 классы) и на выходе сдать 21 экзамен. Начинают школьники сдавать экзамены в апреле и заканчивают в июне.
  - П ринцип педагогического воздействия зарубежных коллег интересен прежде всего тем, что в обучении применяется «эффект сэндвича», - поясняет педагог. - Сначала ученику нужно сказать о том, что у него получилось лучше всего, потом указать то, что сделано с ошибкой и затем сразу же простимулировать на устранение ошибки, показав возможные пути её устранения.
  В шведской школе на уроках дети имеют право ходить, разговаривать друг с другом, спорить, в полголоса обсуждать задачку или последние новости. Роль учителя, как посредника между знаниями и учеником, больше не актуальна. Учитель в Швеции не учит детей, а направляет их к источнику знаний, выполняет роль проводника между знаниями и ребенком, ориентирует детей на поиск и на процесс самоусовершенствования.
  - Очень многое из увиденного в ходе стажировки невольно заставляет проводить параллель с российской школой в условиях выполнения новых государственных стандартов. Также как и в Швеции, в России сейчас наступила новая эпоха для школы. В связи с этим меняется и роль учителя в ней. Поиск, эксперимент, мобильность определяют рабочую среду современной шведской и российской школ. Новая роль учителя во всем подходит к современным условиям жизни, – отмечает Светлана Фёдоровна. - Отношения с учениками становятся более личными и открытыми, чем это было с учителями старого поколения. Способность понять человека, вникнуть в суть дела, открытость – это лишь некоторые составляющие качества профессионального современного учителя.

  Кстати, сама Светлана Фёдоровна задумалась о новом подходе в образовании задолго до введения ФГОС, когда стала заниматься исследовательской деятельностью по внедрению инновационных педагогических технологий на своих уроках. Итогом этой деятельности стала авторская программа элективного курса по биологии. Опыт работы учителя неоднократно обобщался внутри школы, а также внесен в Федеральный банк данных «Лаборатория инновационного педагогического опыта» Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
  На протяжении нескольких лет С.Ф. Полякова является участницей Всероссийского фестиваля методических идей «Открытый урок», её работы опубликованы во многих методических журналах, помещены на сайте фестиваля. Со своими учениками она ежегодно принимает участие в исследовательских и творческих работах, школьных и региональных конференциях и федеральных конкурсах, олимпиадах.
  – рассказывает об успехах своей коллеги Г.П. Князева, директор школы. - «Её имя внесено в книгу 100 лучших учителей Астраханской области «Учительское созвездие», выпущенную министерством образования и науки Астраханской области. За многолетний добросовестный труд Светлана Федоровна награждена грамотами Губернатора Астраханской области, министерства образования и Думы Астраханской области, нагрудным знаком «Почётный работник общего образования РФ», Светлана Фёдоровна старается всегда ввести учащихся в учебный процесс через грамотно построенную психологическую цель, создать для ребят ситуацию успеха, обеспечить на уроке поиск активной, мыслительной деятельности учащихся. Свою функцию учитель видит как организатор сотрудничества, консультант и помощник. Ей характерны стиль демократичности, открытости и толерантности» .
  Рассуждая о реформе школьного образования, Светлана Фёдоровна замечает, что если ребёнок должен брать ныне знания самостоятельно, то задача учителя как раз и состоит в том, чтобы максимально полно развить познавательный интерес учащихся.
  - За 26 лет работы в школе я стала учителем для многих никольчан. Некоторые из них сейчас стали врачами, инженерами и даже моими коллегами - учителями. Радостно видеть их состоявшимися людьми! А сейчас настал тот золотой возраст, когда хочется отдать всю себя работе. С высоты накопленного опыта я понимаю, что ребёнок – это храм, и только такое трепетное отношение к нему помогает не только его чему-то научить, но и согреть теплом своей души. Я сейчас учу детей своих первых учеников, - говорит Светлана Фёдоровна. – И мне чрезвычайно приятно, что уже не первое поколение никольчан приходит ко мне на уроки. И каждому из них хочется передать частичку добра, моей веры в них, чтобы они стали хорошими людьми.
Галина ШУШЕРОВА, фото из архива С.Ф. Поляковой.

 

 
По теме
В Астрахани прошли соревнования подводных роботов - Портал органов государственной власти В Астрахани при содействии министерства промышленности, торговли и энергетики региона прошли соревнования Открытого Кубка России по телеуправляемым подводным аппаратам (ТПА).
Портал органов государственной власти
В Астраханской области за круглым столом обсудили творчество  Махтумкули Фраги - Министерство внешних связей В стенах Астраханского государственного университета имени В.Н. Татищева в формате видео-конференц-связи состоялся круглый стол  «Творческое наследие Махтумкули Фраги: культурные и гуманитарные аспекты»,
Министерство внешних связей
Смелость на здоровье - ОДКБ им. Н.Н. Силищевой «Коробка храбрости» для самых смелых пациентов Областной детской клинической больницы им.
ОДКБ им. Н.Н. Силищевой