Новости города БезФормата.Ru
Астрахань
Главные новости
 
Задать вопрос?

В.Р. Легойда: Надо бояться не сильного ислама, а слабого христианства

В.Р. Легойда: Надо бояться не сильного ислама, а слабого христианства - Астраханская епархия
Фото: astreparh.ru
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда ответил на вопросы интернет-издания проекта «Россия будущего: 2017 → 2035».

— Какое будущее ждет религию через 10-20 лет? Сегодня в Европе ее общественная значимость заметно снижается. С другой стороны, в странах третьего мира растет число мусульман, а в Африке и Латинской Америке — католиков. Получаются два полюса. Чем в итоге обернется их близость?

— Тенденции, о которых вы сказали, действительно есть. Только в Европе снижается не роль религии вообще, а христианства, которое веками было традиционным вероисповеданием для этих мест. Правда, эта ситуация заметно отличается от страны к стране, так что говорить об общем или одном тренде довольно сложно. Одно дело — Испания, Италия, Польша, другое — Франция, Германия или, скажем, Норвегия. Параллельно в Европе и мире усиливается влияние ислама и пока непонятно, какую глобальную реакцию вызовет его расширение.

Кардинал Курт Кох как-то сказал: «Надо бояться не сильного ислама, а слабого христианства». Если смотреть на это утверждение как на отправную точку некоей программы, можно допустить, что на европейских территориях усиление ислама приведет к повороту общества в сторону сильного христианства. Правда, пока этого не видно, но история очень часто развивается не по тому сценарию, который кажется самым очевидным большинству.

С момента, когда большевики стали агрессивно проповедовать атеизм, неоднократно звучали обещания похоронить религию. Безуспешно. Религия не уйдет из нашей жизни, так как это то, что в чем человек испытывает потребность.

— Мне, признаюсь, становится тревожно, когда я узнаю, что в Европе чиновники принимают решение разрушить храмы, в школах запрещают носить кресты, а в университетских стенах становится неприличным говорить про веру. Как вы думаете, появятся в будущем на карте Европы страны, в которых религиозная активность окажется вне закона или будет искусственно сведена к нулю?

— Не исключаю, что в отдельных странах на уровне общественного регулирования будут устанавливаться правила, существенно ограничивающие публичное проявление религиозности. Я уже много раз говорил: если для кого-то является проблемой нательный крест, который виден окружающим, где гарантии, что завтра такой же проблемой не станет крест на куполе храма? Нам придется закрывать храмы какими-то огромными заборами? С негативной реакцией на колокольный звон мы уже сталкиваемся. Причем в нашей стране.

Думаю, что подобное противодействие тоже имеет квазирелигиозные корни. Светскость, которая претендует на статус единственного регулятора общественной жизни, это уже идеология или квазирелигия. Когда-то в истории доминирование одной религии предполагало обязательные ограничения для другой. Сейчас нередко происходит похожая борьба агрессивной светскости с христианством.

— С точки зрения социологии, Русская Православная Церковь — крупная общественная организация. Гринпис, например, тоже. Если спросить у менеджеров Гринписа, чем конкретным они будут заниматься следующие 25 лет, они ответят, что главными темами для них станут глобальное потепление и утилизация мусора, а проблема нефтяной добычи и атомной энергии станут менее важны, чем раньше. У Русской Православной Церкви есть похожее четкое видение проблем на будущее?

— Русская Церковь, не говоря уже в целом о христианстве, намного старше, чем Гринпис. Здесь, как минимум, немного иной угол зрения.

Проблемы, которые человек решает в религии — ровесники человеку. Современная апологетика говорит, что в людях есть врожденная религиозная потребность. А ведь и социологи, и антропологи согласятся с тем, что человек не испытывает потребности, которые в принципе нереализуемы — так мы устроены (я сейчас именно про потребности, а не про фантастические планы и маниловские мечтания). Так что наши планы рассчитаны не на 25 лет, а на все время существования человечества.

Залежи нефти могут измениться, а человек, пока он живет, никуда не уйдет от вечных проблем жизни и смерти. Мне недавно показали статью, в которой говорится, что ученые изменят ген старения и люди станут жить в среднем до 120 лет. Но «проклятые вопросы» никуда не денутся. Просто дольше будем ими мучиться…

— Все просто вернется в ветхозаветные рамки, где патриархи жили по сотне лет?

— Да, все уже описано.

Вместе с тем, как и Гринпис, мы сталкиваемся с современными вызовами: экологические катастрофы, дискуссии об образовании будущего, уход молодежи в виртуальность… Есть проблемы, у которых нет готового богословского решения. Например, некоторые вопросы биоэтики, возможные антропологичсекие последствия биоэтические. Есть вопросы, которые решаются. Недавно, кстати, в Русской Церкви был принят отдельный документ о крещении суррогатных младенцев.

— И как, крестим?

— Крестим, конечно. Строго говоря, даже аргументы против самого суррогатного материнства в большей степени нравственные, чем сугубо богословские. Если женщина сдает свое тело в аренду за деньги, вынашивает для кого-то ребенка, в этом, безусловно, есть нравственная проблема. Но это не значит, что ребенка нельзя крестить.

— Есть ли у Церкви потребность в модернизации внутренней жизни и принципов работы с людьми?

— Я стараюсь не использовать слово «модернизация», потому что у некоторых людей оно тут же вызовет предсказуемую реакцию отторжения, а мои слова сразу будут определенным образом маркированы — даже до прочтения и без попытки вникнуть в произносимое.

Нужны ли Церкви перемены? Конечно, нужны. Церковь — это живой организм, который постоянно меняется. Посмотрите, у нас сегодня митрополиты присутствуют во «ВКонтакте» и «Фейсбуке». Параллельно есть митрополиты, которые в глаза не видели ни «Фейсбука», ни «ВКонтакте».

Священники, которым меньше 40 или 30 лет — люди своего поколения. Они не упали с Луны и росли в наше время со всеми его плюсами и минусами. Не хочу сейчас уходить в дискуссию о поколениях X, Y, Z и Pepsi, но они переживают те же сложности, что и их сверстники.

Когда апостол Павел говорит «для всех я сделался всем, чтобы спасти некоторых» — разве это не указание на необходимость меняться и способность христианина к изменениям ради проповеди Евангелия? Другое дело, это не означает, что нужно каждые 10 лет менять язык богослужения или подстраивать его под появившийся сленг.

Есть очень серьезная миссионерская ошибка, когда проповедник стремится расположить к себе аудиторию и начинает говорить «мы такие же, как и вы». Но христиане — не такие же, как нехристиане, как бы неполиткорректно это сегодня ни звучало. Эту границу переходить нельзя. «Мы зовем вас туда, куда вы не придете без Церкви», «Христос обещал то, что вы никогда не получите самостоятельно» — только такой может быть настоящая православная проповедь.

Мы общаемся с мусульманами, буддистами и иудеями, с верующими и неверующими, и в каждом человеке призваны уважать образ Божий, независимо от религиозных взглядов этого человека. Но сами эти взгляды христианин проверяет одним — Евангелием. Мы не можем, не имеем права, сказать, что быть христианином или мусульманином — с точки зрения христианства одинаково. Нет, не одинаково. Собственно, это позиция любой мировой религии, в центре которой стоит вопрос об истине и спасении.

— Присутствие митрополитов во «ВКонтакте» и «Фейсбуке» — это, конечно, хорошо. Но сейчас основная борьба в Интернете идет за стиль подачи информации пользователям. Вопрос стоит не в том, где заводить аккаунт, а как правильно там о себе рассказать. Здесь, мне кажется, у Церкви есть серьезная проблема, так как 90% епископов говорят языком даже не древних учителей, а советских чиновников, а видные церковные эксперты — языком интеллектуалов начала XX века, который сегодня мало кто принимает.

— Не соглашусь с этой цифрой по двум причинам: во-первых, у нас за последнее время заметно увеличилось число епископов, так как сильно прибавилось епархий (200 епархий в одной только России). Большинство епископов, которые были рукоположены в последние годы — люди молодые, они просто не могут знать язык советской бюрократии. Второй момент: насколько «устаревший» язык является серьезной проблемой? Один мой товарищ назвал современную молодежь «поколением дизайна». Я с этим согласен. Но в этом есть и свои плюсы для богатейшей церковной традиции живописи и архитектуры.

Кроме того, современное общество очень фрагментировано. Недавно певец Шнур в ответ на слова, что он мегапопулярен, сказал: «Я популярен в определенных социальных группах». И это правда: среди одних людей он популярен, а среди других неприличным считается просто упоминать его имя. Такова особенность современного мира. С одной стороны, это усложняет жизнь, потому что в ней мало остается универсальных авторитетов. С другой стороны, мне кажется, религия относится к тем вечным темам, которым эксперименты со стилем могут навредить и которая может объединить большое количество людей именно своим стилистическим постоянством.

Скажем, проблема языка, конечно, существует: надо говорить так, чтобы аудитория тебя понимала. У нас в YouTube есть батюшки-экспериментаторы. Один, как мне кажется, вообще работает в стиле Макса +100500, только, конечно, без ругани. Но по лайкам и дизлайкам, а также по комментариям видно, что далеко не все это готовы воспринимать. Но даже при такой современной подаче, конечно, у этих роликов нет миллионных просмотров...

Я наблюдал несколько экспериментов, когда священник пробовал перейти с аудиторией не просто на понятный язык, но, скажем так, на субкультурный. Нередко результат был прямо противоположен задумке. Все-таки религиозный интерес глубинно направлен за стиль. Встречают, конечно, всегда по одежке, но провожают-то по уму. В общем, главное — чтобы было по чему провожать.

…Да, сегодня существует проблема актуализации проповеди. Но есть ли универсальный рецепт решения этой проблемы? Нет, конечно. Хотя один универсальный критерий могу назвать: она должна царапать сердце. Человек, услышав проповедь, должен понимать, какое она имеет отношение к его сегодняшней жизни, и, в идеале, вдохновляться услышанным.

— Тогда, мне кажется, в российских семинариях надо отменять курсы чтения проповедей и просто смотреть в освободившееся время сайт TED.com. Потому что его короткие лекции полностью отвечают условиям, которые вы перечислили.

— Уверяю вас, Святейший Патриарх хорошо осведомлен о разных форматах современных публичных выступлений и в наших семинариях преподаются не только классические курсы гомилетики на уровне XIX века.

— То есть TED.com смотрят?

— Может быть, не в обязательном порядке, как Вам бы хотелось, но кто-то наверняка смотрит. То, что это полезно, я соглашусь. Хотя есть и другие полезные сайты…

— В России богословие приобрело статус светской науки, недавно прошла защита первой диссертации и тут же многие ученые испугались, что российская высшая школа скатывается в архаику. Это так или, наоборот, церковная мысль станет более актуальной в диалоге со светской наукой?

— Я считаю проблему легализации богословия в нашей академической среде атавизмом советского периода. Генетику были вынуждены признать, а богословие до сих пор «и хочется, и колется». Мы все прекрасно понимаем, что научный статус богословия соответствует мировой академической практике. И ничего экстраординарного с научной точки зрения сейчас не происходит. Мне кажется, что в протестах против богословия мы видим проявления догматически-антинаучного понимания гуманитарных дисциплин, которое встречается, прежде всего, у некоторых ученых-естественников.

Основная проблема, как всегда было со времен Галилея — демаркация религии и науки. Да и внутри науки тоже. Сейчас ввели новую дисциплину, нужно провести демаркационную линию: здесь религиоведение, здесь философия, здесь богословие. Методологически это простая понятная вещь.

— Думаю, для большинства обывателей вопрос «наука теология или нет?» не так уж и важен. Важно то, насколько заметно и убедительно она сможет заявить о себе. Например, психология активно участвует в публичной жизни. Богословие, после того как утвердится в научном сообществе, тоже станет более заметным? Обывателю от этого будет какой-то интерес?

— Скажу так: а почему бы и нет?

Есть очень интересная современная богословская мысль, которая пока не очень широко известна в России. Греческая, например. Или традиция современной протестантской апологетики, с которой можно не во всем соглашаться, но ее важно и нужно знать.

Богословие в диалоге с наукой сможет привлекать внимание не только верующей части населения нашей страны и расширять кругозор всех думающих людей.

Беседовал Илья Переседов

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ/ Патриархия.ru
Праздник Святого Богоявления в кафедральном Успенском соборе - Астраханская епархия19 января, в праздник Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Астраханский и Камызякский Никон в Успенском кафедральном соборе города Астрахани совершил праздничное ночное богослужение,
19.01.2018 Астраханская епархия
«Рождественская сказка» - Астраханская епархияНа приходе храма Рудненской иконы Божией Матери (с. Началово) провели благотворительную акцию для подопечных школы-интерната им.
19.01.2018 Астраханская епархия
Продолжая традиции предков - Ahtubinsk.RuКрепкий мороз, хлесткий ветер, не говоря уже про студеную воду, что всегда наводило оторопь на толерантных европейцев, никогда не пугали крепких духом русских мужей,
19.01.2018 Ahtubinsk.Ru
Молодые казаки приняли активное участие в мероприятиях к празднику Крещения - Агентство по делам молодежиЕще с вечера 18 января началась активная подготовка к празднику одному из главных праздников православных христиан Крещению Господне.
19.01.2018 Агентство по делам молодежи
Сегодня православные моряки Каспийской флотилии празднуют Крещение Господне омовением в ледяной воде.
19.01.2018 Астрахань.Ру
Осужденные Астраханских колоний участвовали в Крещенских купаниях - УФСИН по Астраханской областиКрещение Господне отметили в исправительных учреждениях УФСИН России по Астраханской области.
19.01.2018 УФСИН по Астраханской области
Продолжая традиции предков - Ахтубинский пилотКрепкий мороз, хлесткий ветер, не говоря уже про студеную воду, что всегда наводило оторопь на толерантных европейцев, никогда не пугали крепких духом русских мужей,
19.01.2018 Ахтубинский пилот
Крещение Господне радует сердца - Администрация Камызякского района19 января  камызякцы  отметили один из главных христианских праздников – Крещение Господне.
19.01.2018 Администрация Камызякского района
Благодатная вода во здравие жителей - Администрация Красноярского района19 января православные христиане отмечают праздник Крещения Господня, называемый также Богоявление.
19.01.2018 Администрация Красноярского района
В соцучреждениях Астраханской области вспомнили крещенские традиции и обычаи - Министерство соцразвития и трудаВсе православные 19 января отмечают Крещение Господне или Святое Богоявление – праздник, который считается одним из самых почитаемых и самым главным событием в христианском мире.
19.01.2018 Министерство соцразвития и труда
19 января православные отмечают Крещение Господне. Ежегодно тысячи верующих астраханцев ныряют в иордани, несмотря на мороз.
19.01.2018 Астрахань.Ру
В храмах Астраханской области проходят торжественные крещенские службы. Однако для многих людей праздник Богоявления ассоциируется по большей части с купанием в проруби.
19.01.2018 Астрахань.Ру
Следственным Управлением УМВД России по городу Астрахани завершено расследование уголовного дела в отношении 44 -летней местной жительницы, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
19.01.2018 УМВД по Астраханской области
JPG Файл - УМВД по Астраханской областиОтделом по расследованию ДТП Следственного управления УМВД России по Астраханской области возбуждено уголовное дело в отношении 42-летней местной жительницы, подозреваемой в совершении преступления,
19.01.2018 УМВД по Астраханской области
В Астраханской области планируется создать психологические службы для предупреждения школьных конфликтов - Министерство образования и наукиВ нескольких населённых пунктах России произошли случаи нападения подростков на учителей и других школьников.
19.01.2018 Министерство образования и науки
Астраханцам продают средство для похудения, опасное для жизни - Газета Волга
Астраханцам продают средство для похудения, опасное для жизни
В мире от него умерло восемь человек Астраханский Роспотребнадзор предупреждает — популярное среди любителей спорта и желающих похудеть средство приводит к смерти.
Газета Волга
В Волгограде родителей подозревают в том, что они насиловали дочь - Газета Волга
В Волгограде родителей подозревают в том, что они насиловали дочь
Их уже лишили родительских прав Двадцать колонии могут получить родители из Волгограда, которые, по версии следствия, насиловали собственного ребенка.
Газета Волга
Два человека погибли, еще трое пострадали от отравления угарным газом в Астраханской области - Газета Волга
Два человека погибли, еще трое пострадали от отравления угарным газом в Астраханской области
В результате происшествия погибла семейная пара: 52-летний мужчина и 47-летняя женщина.
Газета Волга
Воспитанники астраханских соцучреждений продолжают знакомиться с мировыми религиями - Министерство соцразвития и трудаВ рамках просветительской программы в астраханском центре «Созвездие» организуют посещение мечетей и храмов, встречи с представителями мусульманской и христианской религий.
19.01.2018 Министерство соцразвития и труда
Продолжая традиции предков - Ахтубинский пилотКрепкий мороз, хлесткий ветер, не говоря уже про студеную воду, что всегда наводило оторопь на толерантных европейцев, никогда не пугали крепких духом русских мужей,
19.01.2018 Ахтубинский пилот
«Рождественская сказка» - Астраханская епархияНа приходе храма Рудненской иконы Божией Матери (с. Началово) провели благотворительную акцию для подопечных школы-интерната им.
19.01.2018 Астраханская епархия
В Астрахани пройдет Неделя памяти о Сталинграде - Газета ВолгаПокажут фильмы и фотографии В астраханской областной научной библиотеке имени Надежды Крупской пройдёт Неделя памяти о Сталинграде.
19.01.2018 Газета Волга
Зимние истории оживут на сцене Астраханского театра кукол - Министерство культурыВ последний месяц зимы маленькие астраханцы увидят в театре кукол следующие спектакли: «Маленькая Метель», «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост», «Госпожа метелица» и «Щелкунчик и Мышиный король».
19.01.2018 Министерство культуры
В Камызяке активно обновляется районный ДК - Министерство культурыВ обновлённом зрительном зале районного ДК открылся сегодня в Камызяке традиционный межнациональный фестиваль «Радуга наций»,
19.01.2018 Министерство культуры
Чулпан Хаматова расскажет сказки маленьким астраханцам - Газета Волга
Чулпан Хаматова расскажет сказки маленьким астраханцам
Через трансляцию В сквере филармонии пройдет очередная трансляция из концертного зала имени П. И. Чайковского, сообщает пресс-служба Минкультуры Астраханской области.
Газета Волга
«Танцевальная деревня»
Учащиеся школы им. А. Джанибекова села Растопуловка в составе танцевального коллектива «Юлдызлар», воспитанники школы искусств «Гармония», 5 января отправились в Москву,
Приволжская газета
В новогодние каникулы
На территории Фунтовского сельсовета в новогодние каникулы прошли праздничные мероприятия.
Приволжская газета
Воспитанников астраханских соцучреждений приобщают к зимним видам спорта - Министерство соцразвития и трудаХоккеисты центра «Юность» приняли участие в товарищеском турнире по хоккею, посвящённом развитию на территории Наримановского района зимних видов спорта и популяризации здорового образа жизни.
20.01.2018 Министерство соцразвития и труда
10 - Администрация Икрянинского района Глава администрации муниципального образования «Икрянинский район» Сергей Александрович Стемасов провел первый в этом году личный выездной прием граждан в рабочем поселке Красные Баррикады при участии Главы рабочего пос
19.01.2018 Администрация Икрянинского района
Хоккейный матч - Администрация Наримановского района18 января на ледовом катке состоялся товарищеский хоккейный матч между командой МКУ "Центр социально-кльтурного развития Наримановского района" и сборной образовательных учреждений Наримановского района.
19.01.2018 Администрация Наримановского района
Футболистам астраханского «Волгаря» представили нового тренера - Газета Волга
Футболистам астраханского «Волгаря» представили нового тренера
На должность назначен Андраник Бабаян На смену тренеру главной астраханской футбольной команды Юрию Газзаву пришёл Андраник Бабаян, сообщает пресс-служба «Волгаря».
Газета Волга
Рождественские игры в Приволжском районе
Новый 2018 год в Приволжском районе начался с яркого и радостного спортивного события.
Приволжская газета
Волгоградцы хотят «отменить» мошку во время чемпионата мира по футболу
Для этого выделено 4 миллиона На сайте госзакупок разместили странный лот.
Газета Волга
В Астрахани перекроют несколько улиц - Газета ВолгаИз-за праздника — Крещение 18 и 19 января в Астрахани ограничат движение на нескольких улицах.
18.01.2018 Газета Волга
В селе Яндыки угорела до смерти семейная пара - Ast-News.Ru18 января 2018 года в одном из домов с. Яндыки Лиманского района Астраханской области 29-летняя женщина, проснувшись, почувствовала сильное недомогание, и, увидев, что ее мать не подает признаков жизни,
19.01.2018 Ast-News.Ru
JPG Файл - УМВД по Астраханской областиОтделом по расследованию ДТП Следственного управления УМВД России по Астраханской области возбуждено уголовное дело в отношении 42-летней местной жительницы, подозреваемой в совершении преступления,
19.01.2018 УМВД по Астраханской области
JPG Файл - УМВД по Астраханской области18 января в 21 час 45 минут на 282-м километре трассы «Волгоград - Астрахань» 49-летний водитель автомобиля «Volkswagen Polo» совершил наезд на пешехода.
19.01.2018 УМВД по Астраханской области
JPG Файл - УМВД по Астраханской областиВ 16 часов 20 минут в Советском районе Астрахани на Фунтовском шоссе водитель автомобиля «Fiat Brava» съехал с проезжей части и совершил наезд на железобетонную опору линии электропередач.
19.01.2018 УМВД по Астраханской области