Конец двадцатых - начало тридцатых годов XX века – интереснейшее время. Не хватало продуктов, не было достаточно одежды и обуви, но была большая тяга к знаниям. Каждый день, проведённый в школе, обогащал молодых ребят и девчат новыми знаниями, новым представлением о будущей жизни. С большой благодарностью вспоминал Женя свою первую учительницу Серафиму Ильиничну, которая в невероятно сложных условиях, в пристрое к вокзальному помещению на станции «Досанг», вложила в умы подрастающих ребят большое желание учиться, познавать всё новое, манящее вперёд.
В первой трети XX века советское правительство объявило тотальную борьбу с безграмотностью. Открывались школы, строились и вводились в учебные процессы институты, техникумы, фабрично-заводские учебные заведения. При школах были организованы ЛИКБЕЗЫ - курсы по ликвидации безграмотности для людей, которые уже давно пережили школьный возраст, но желали познать грамоту. На базе существующих институтов организовывались РАБФАКИ - вечерние рабочие факультеты, которые подготавливали рабочую молодёжь к поступлению и дальнейшему обучению в высших учебных заведениях - институтах.
Этим моментом воспользовался наш герой. Заканчивая среднюю школу, он параллельно посещал рабочий факультет Горьковского института инженеров водного транспорта. Что заставило молодого человека, выросшего в семье железнодорожника, заканчивающего школу, поступить в институт водного транспорта, неизвестно. Через два года после переезда в Астрахань семья железнодорожного мастера порадовалась появлению девочки - Леночки. Появление маленького ребёночка внесло определённое свежее влияние в жизнь Рыковых. Уже довольно взрослые парни Коля и Женя, и вот чудо - малышка. Всё внимание домочадцев было направлено на неё. Однако это не отвлекало всех взрослых от их основных обязанностей. Александр Николаевич продолжал обеспечивать безопасную работу железнодорожной дистанции пути, старший сын Николай успешно учился в Астраханском дневном водном политехникуме, младший Евгений успешно заканчивал среднюю школу, занимался на рабфаке и готовился к поступлению в институт. Всё было бы хорошо, но, к сожалению, жизнь имеет также теневые моменты. В 1933 году не стало главы семьи, любящего отца, любимого человека. Осталась Екатерина Ивановна вдовой, и все тяжести семейной жизни свалились на её женские плечи. Одна радость осталась у неё - это прекрасные дети, которые радовали своими успехами в учёбе и добрым, ласковым отношением к любимой маме.
1933 год. После успешного окончания средней школы и курса рабфака Евгений Рыков был принят студентом механического факультета Горьковского Института Инженеров Водного транспорта. Ученье проходило успешно. Первое знакомство с паровыми котлами и машинами у него состоялось на тех железнодорожных станциях, где проживала его семья. Те мимолётные взгляды, брошенные парнишкой на агрегаты паровозов, непроизвольно откладывались в памяти и потом уже в институтских аудиториях и лабораториях всплывали из её потаённых уголков и помогали осваивать термодинамику, конструкцию машин и механизмов, сопромат и многие другие дисциплины и предметы, которые входили в учебную программу факультета. Но наука наукой, а кушать хотелось всегда, тем более молодому развивающемуся организму. Материальной помощи ждать было неоткуда, да и не привык Евгений жить на иждивении родных. Потому-то после занятий в институте, скромно перекусив в студенческой столовой, спешил студент на Сибирскую пристань (так называлась центральная грузовая пристань города Горького, куда стекались караваны судов с низовья Волги из Астрахани, с верховья её от Твери и Рыбинска, с Оки и Камы). Работы было невпроворот. И так день за днём, год за годом. Быстро летят студенческие годы, но навсегда остаются в памяти те дни. Никогда не забыть друзей, которые вместе с тобой переносили тяготы тех студенческих лет, не забыть преподавателей, лаборантов, заведующих кафедр и профессорский состав, которые передали свои знания и умения тем ребятам и девчатам, что в будущем стали ведущими специалистами Комиссариата водного транспорта Советского Союза, директорами судостроительно-судоремонтных заводов Министерства Речного Флота РСФСР.
Одним из них был выпускник 1939 года - Рыков Евгений Александрович. Чем хороша была система образования советского периода, так это тем, что по окончании учебного заведения, после успешной защиты дипломного проекта, получения Диплома об образовании выпускнику предоставлялось гарантированное место работы, место проживания и, пусть скромные, но крайне необходимые «подъёмные» - средства на обустройство на новом месте жительства. Комиссия по распределению молодых специалистов ГИИВТа (такие комиссии были при всех учебных заведениях СССР), приняла решение о направлении инженера-механика водного транспорта Рыкова Евгения Александровича в город Астрахань на завод имени III Интернационала.
30-е годы - время быстрого роста народного хозяйства СССР. Рост промышленности увеличивает объемы выпускаемой продукции, что требует увеличения перевозок водным транспортом. Для этого Правительство СССР уделило большое внимание росту судостроения, особенно нефтеналивных барж большой грузоподъёмности и современных мощных дизельных и паровых буксирных судов. Для обеспечения технической эксплуатации судов на заводе осенью 1934 года вступил в эксплуатацию крупнейший в мире современный слип, способный поднимать для ремонта до 10 нефтевозов грузоподъёмностью 12 000 тонн. У стенки завода, ошвартованные в несколько пыжей, ремонтировались десятки буксировщиков типа «Манычстрой». Работы - непочатый край. В такую кипучую рабочую обстановку вписался молодой инженер механик Е.А. Рыков.
Однако в мире всё отчётливее витал призрак грядущей войны. Он накладывал на всех граждан страны ответственность за её безопасность. Созданная в конце двадцатых годов XX века в стране военно-патриотическая организация ОСОАВИАХИМ усилила свою работу по подготовке молодёжи к военной службе в качестве специалистов военно-прикладного назначения. В составе Астраханского подразделения ОСОАВИАХИМа были организованы курсы по подготовке военно-морских специалистов, которые после окончания рабочего дня с пунктуальной точностью стал посещать Евгений Рыков.
Не прошли даром занятия на курсах военных моряков. В сентябре 1940 года его призвали в Краснознамённый Военно-Морской флот. Первоначально служба началась в Севастополе - столице Черноморского флота в составе дивизиона торпедных катеров. 3нания, полученные в ГИИВТе, на курсах ОСОАВИАХИМа помогли ему быстро освоиться на катере и грамотно эксплуатировать судовую технику. Умного, смекалистого, упорного в достижении цели моряка отметило командование дивизиона, в связи с чем ему были даны рекомендации для повышения своей квалификации, и он был откомандирован на военно-морскую базу Краснознамённого Балтийского флота, которая располагалась в городе Либава Ленинградской области. На этой базе он впервые воочию познакомился с подводными лодками, с которыми связал свою судьбу до окончания службы на море.
Шли упорные занятия по освоению техники нового для молодого моряка судна. Пришлось усваивать новые приемы управления машинами и механизмами, системами, знакомиться с новыми видами вооружения. Вырабатывать привычку нахождения в замкнутом пространстве герметичных отсеков. Бороться со страхом быть раздавленным толщей воды, в десятки метров находящейся над лодкой, когда она выполняет очередное задание командования. Компетентность и добросовестность, желание познать новое в своей профессии - именно эти качества характера позволили старшему лейтенанту - инженеру Краснознаменного Военно-Морского флота принять на себя ответственность командира БЧ -5 подводной лодки, с любовью называемой моряками - «Щука». Военная служба такова, что выполнение приказа начальства - вещь непререкаемая. По окончании переподготовки, перед началом Великой Отечественной войны, 23-летний командир направляется на Тихоокеанский флот, на базу подводных лодок в город Находка. Началась повседневная служба по обеспечению безопасности Дальневосточных рубежей Союза Советских Социалистических Республик.
Г.К. ВЕДЕРНИКОВ
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Другие статьи: | |
<< МИНИСТРЫ ВРУТ | ВТО ПРИГЛАШАЕТ ВАС ОТОБЕДАТЬ >> |