ГАЛЕРЕЯ ПЕРВЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЙ ИНСПЕКЦИИ РОССИЙСКОГО РЕЧНОГО РЕГИСТРА

Продолжение. Начало>> РЫКОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Конец двадцатых - начало тридцатых годов XX века – интереснейшее время. Не хватало продуктов, не было достаточно одежды и обуви, но была большая тяга к знаниям. Каждый день, проведённый в школе, обогащал молодых ребят и девчат новыми знаниями, новым представ­лением о будущей жизни. С большой благодарностью вспоминал Женя свою первую учительницу Серафи­му Ильиничну, которая в невероят­но сложных условиях, в пристрое к вокзальному помещению на станции «Досанг», вложила в умы подраста­ющих ребят большое желание учить­ся, познавать всё новое, манящее вперёд.

В первой трети XX века советское пра­вительство объявило тотальную борьбу с безграмотностью. Открывались школы, строились и вводились в учебные процес­сы институты, техникумы, фабрично-завод­ские учебные заведения. При школах были организованы ЛИКБЕЗЫ - курсы по ликви­дации безграмотности для людей, которые уже давно пережили школьный возраст, но желали познать грамоту. На базе существу­ющих институтов организовывались РАБ­ФАКИ - вечерние рабочие факультеты, ко­торые подготавливали рабочую молодёжь к поступлению и дальнейшему обучению в высших учебных заведениях - институтах.

Этим моментом воспользовался наш герой. Заканчивая среднюю школу, он па­раллельно посещал рабочий факультет Горьковского института инженеров водно­го транспорта. Что заставило молодого че­ловека, выросшего в семье железнодорож­ника, заканчивающего школу, поступить в институт водного транспорта, неизвестно. Через два года после переезда в Астрахань семья железнодорожного мастера пора­довалась появлению девочки - Леночки. Появление маленького ребёночка внесло определённое свежее влияние в жизнь Ры­ковых. Уже довольно взрослые парни Коля и Женя, и вот чудо - малышка. Всё внимание домочадцев было направлено на неё. Одна­ко это не отвлекало всех взрослых от их ос­новных обязанностей. Александр Николае­вич продолжал обеспечивать безопасную работу железнодорожной дистанции пути, старший сын Николай успешно учился в Астраханском дневном водном политехни­куме, младший Евгений успешно заканчи­вал среднюю школу, занимался на рабфаке и готовился к поступлению в институт. Всё было бы хорошо, но, к сожалению, жизнь имеет также теневые моменты. В 1933 году не стало главы семьи, любящего отца, любимого человека. Осталась Екатерина Ивановна вдовой, и все тяжести семейной жизни свалились на её женские плечи. Одна радость осталась у неё - это прекрасные дети, которые радовали своими успехами в учёбе и добрым, ласковым отношением к любимой маме.

1933 год. После успешного окончания средней школы и курса рабфака Евгений Рыков был принят студентом механиче­ского факультета Горьковского Института Инженеров Водного транспорта. Ученье проходило успешно. Первое знакомство с паровыми котлами и машинами у него со­стоялось на тех железнодорожных станци­ях, где проживала его семья. Те мимолётные взгляды, брошенные парнишкой на агрега­ты паровозов, непроизвольно откладыва­лись в памяти и потом уже в институтских аудиториях и лабораториях всплывали из её потаённых уголков и помогали осваи­вать термодинамику, конструкцию машин и механизмов, сопромат и многие другие дисциплины и предметы, которые входили в учебную программу факультета. Но наука наукой, а кушать хотелось всегда, тем более молодому развивающемуся организму. Ма­териальной помощи ждать было неоткуда, да и не привык Евгений жить на иждивении родных. Потому-то после занятий в инсти­туте, скромно перекусив в студенческой столовой, спешил студент на Сибирскую пристань (так называлась центральная грузовая пристань города Горького, куда стекались караваны судов с низовья Вол­ги из Астрахани, с верховья её от Твери и Рыбинска, с Оки и Камы). Работы было не­впроворот. И так день за днём, год за го­дом. Быстро летят студенческие годы, но навсегда остаются в памяти те дни. Никогда не забыть друзей, которые вместе с тобой переносили тяготы тех студенческих лет, не забыть преподавателей, лаборантов, за­ведующих кафедр и профессорский состав, которые передали свои знания и умения тем ребятам и девчатам, что в будущем ста­ли ведущими специалистами Комиссариата водного транспорта Советского Союза, ди­ректорами судостроительно-судоремонт­ных заводов Министерства Речного Флота РСФСР.

Одним из них был выпускник 1939 года - Рыков Евгений Александрович. Чем хороша была система образования советского пе­риода, так это тем, что по окончании учеб­ного заведения, после успешной защиты дипломного проекта, получения Диплома об образовании выпускнику предоставля­лось гарантированное место работы, место проживания и, пусть скромные, но крайне необходимые «подъёмные» - средства на обустройство на новом месте жительства. Комиссия по распределению молодых спе­циалистов ГИИВТа (такие комиссии были при всех учебных заведениях СССР), приня­ла решение о направлении инженера-ме­ханика водного транспорта Рыкова Евгения Александровича в город Астрахань на за­вод имени III Интернационала.

30-е годы - время быстрого роста на­родного хозяйства СССР. Рост промышлен­ности увеличивает объемы выпускаемой продукции, что требует увеличения пере­возок водным транспортом. Для этого Правительство СССР уделило большое вни­мание росту судостроения, особенно не­фтеналивных барж большой грузоподъём­ности и современных мощных дизельных и паровых буксирных судов. Для обеспе­чения технической эксплуатации судов на заводе осенью 1934 года вступил в эксплу­атацию крупнейший в мире современный слип, способный поднимать для ремонта до 10 нефтевозов грузоподъёмностью 12 000 тонн. У стенки завода, ошвартованные в несколько пыжей, ремонтировались де­сятки буксировщиков типа «Манычстрой». Работы - непочатый край. В такую кипучую рабочую обстановку вписался молодой ин­женер механик Е.А. Рыков.

Однако в мире всё отчётливее витал призрак грядущей войны. Он накладывал на всех граждан страны ответственность за её безопасность. Созданная в конце двад­цатых годов XX века в стране военно-па­триотическая организация ОСОАВИАХИМ усилила свою работу по подготовке моло­дёжи к военной службе в качестве специ­алистов военно-прикладного назначения. В составе Астраханского подразделения ОСОАВИАХИМа были организованы курсы по подготовке военно-морских специали­стов, которые после окончания рабочего дня с пунктуальной точностью стал посе­щать Евгений Рыков.

Не прошли даром занятия на курсах во­енных моряков. В сентябре 1940 года его призвали в Краснознамённый Военно-Мор­ской флот. Первоначально служба началась в Севастополе - столице Черноморского флота в составе дивизиона торпедных ка­теров. 3нания, полученные в ГИИВТе, на курсах ОСОАВИАХИМа помогли ему быстро освоиться на катере и грамотно эксплуати­ровать судовую технику. Умного, смекали­стого, упорного в достижении цели моря­ка отметило командование дивизиона, в связи с чем ему были даны рекомендации для повышения своей квалификации, и он был откомандирован на военно-морскую базу Краснознамённого Балтийского флота, которая располагалась в городе Либава Ле­нинградской области. На этой базе он впер­вые воочию познакомился с подводными лодками, с которыми связал свою судьбу до окончания службы на море.

Шли упорные занятия по освоению техники нового для молодого моряка суд­на. Пришлось усваивать новые приемы управления машинами и механизмами, системами, знакомиться с новыми видами вооружения. Вырабатывать привычку на­хождения в замкнутом пространстве гер­метичных отсеков. Бороться со страхом быть раздавленным толщей воды, в десятки метров находящейся над лодкой, когда она выполняет очередное задание командова­ния. Компетентность и добросовестность, желание познать новое в своей профессии - именно эти качества характера позволили старшему лейтенанту - инженеру Красноз­наменного Военно-Морского флота при­нять на себя ответственность командира БЧ -5 подводной лодки, с любовью называ­емой моряками - «Щука». Военная служба такова, что выполнение приказа началь­ства - вещь непререкаемая. По окончании переподготовки, перед началом Великой Отечественной войны, 23-летний коман­дир направляется на Тихоокеанский флот, на базу подводных лодок в город Находка. Началась повседневная служба по обеспе­чению безопасности Дальневосточных ру­бежей Союза Советских Социалистических Республик.

Г.К. ВЕДЕРНИКОВ

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


  Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
 
Другие статьи:
<< МИНИСТРЫ ВРУТ ВТО ПРИГЛАШАЕТ ВАС ОТОБЕДАТЬ >>
 
По теме
1 - Астраханский филиал ВГАВТ 28 марта в большом зале факультета среднего профессионального образования Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М.
Астраханский филиал ВГАВТ
Познавательно и весело проводят время на каникулах юные приволжане - Приволжская газета В пришкольных лагерях ребята имеют возможность проявить себя в спорте, творчестве, участвуют в викторинах и конкурсах Весенний лагерь в МКОУ «Осыпнобугорская СОШ» проходит по программе «Орлята – России».
Приволжская газета
В астраханских вузах появляются новые специальности - Астрахань 24 Фото: Астрахань 24 Программы бакалавриата и магистратуры отвечают запросам современных реалий В Астраханском государственном медицинском университете открывают новую специальность «прикладная информатика в здравоохранении».
Астрахань 24
Смелость на здоровье - ОДКБ им. Н.Н. Силищевой «Коробка храбрости» для самых смелых пациентов Областной детской клинической больницы им.
ОДКБ им. Н.Н. Силищевой
В Астраханском театре оперы и балета состоялся Совет по культуре при губернаторе АО - Газета Енотаевский вестник На обсуждение были вынесены вопросы о предстоящих событиях культурной жизни в Астраханской области Во время заседания работники культуры региона познакомились,
Газета Енотаевский вестник