Об отдельных вопросах реализации положений Федерального закона от 27.05.2014 №136-ФЗ

Федеральным законом от 27.05.2014 №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №136-ФЗ) в федеральное законодательство об общих принципах местного самоуправления внесены следующие изменения:

1. Введены два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район, которые могут образовываться в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органов местного самоуправления внутригородских районов по решению местного значения внутригородских районов могут разграничиваться законами субъекта Российской Федерации.

2. Установлен механизм формирования представительного органа внутригородского района.

3. Установлено два возможных варианта формирования представительного органа городского округа с внутригородским делением: - из состава представительных органов внутригородских районов; - избрание на муниципальных выборах.

4. Сохраняется действующие сейчас два возможных способа формирования представительного органа муниципального района: - из депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, и глав этих поселений; - избрание на муниципальных выборах.

5. Уточнены организационно-правовые основы статуса главы муниципального образования. Определено, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:

- избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

- в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию; - в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

- не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

Кроме того, изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.02.2015 №8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена новая форма порядка избрания главы муниципального образования - представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

6. Уменьшается количество вопросов местного значения для сельских поселений: из 39 вопросов местного значения, предусмотренных сейчас для поселений, сельские поселения будут заниматься только 13 вопросами, а остальные вопросы будут решаться органами местного самоуправления муниципальных районов. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы местного значения.

По состоянию на 24.09.2015 в Астраханской области действует Закон Астраханской области от 12.11.2014 №71/2014-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования местного самоуправления в Астраханской области», направленный на реализацию положений Федерального закона №136-ФЗ

Вышеуказанным Законом Астраханской области определен следующий порядок избрания глав муниципальных образований:

а) предусмотрен порядок избрания глав муниципальных образований представительным органом муниципального образования из своего состава (в отношении 1 городского округа и 2 городских поселений);

б) установлена система прямых муниципальных выборов (в отношении 1 1 городского округа, 11 муниципальных районов, 9 городских поселений и 143 сельских поселений);

в) предусмотрен порядок избрания глав муниципальных образований представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (в отношении 1 сельского поселения).

При этом рассматриваемый Закон Астраханской области устанавливает вышеперечисленные варианты порядка избрания глав муниципальных образований в отношении конкретных муниципальных образований. Законом Астраханской области от 12.11.2014 №71/2014-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования местного самоуправления в Астраханской области» также определен порядок формирования или избрания представительных органов муниципального района, в соответствии с которым в отношении 1 муниципального района предусмотрена система делегирования, а в отношении остальных муниципальных районов Астраханской области предусмотрены прямые выборы.

Законами Астраханской области не определен порядок формирования или избрания представительных органов городского округа с внутригородским делением. Законодательством Астраханской области не предусмотрено перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Астраханской области. Законодательные акты, закрепляющие за сельскими поселениями дополнительные вопросы местного значения, кроме предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Астраханской области не принимались.

Нормативные правовые акты, наделяющие муниципальные образования статусом городского округа с внутригородским делением в Астраханской области не принимались. Муниципальных образований со статусом городского округа с внутригородским делением в Астраханской области не имеется.

Законодательные акты о преобразовании муниципального района путем объединения всех поселений в границах муниципального района с последующим наделением статусом городского округа и упразднением муниципального района в Астраханской области не принимались.

По состоянию на 24.09.2015 Закон Астраханской области от 12.11.2014 №71/2014-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования местного самоуправления в Астраханской области» содержит положения, не сответствующие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

При этом указанное ограничение не распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа (местной администрации), возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования (часть 3 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ). Таким образом, уставом сельского поселения может быть предусмотрено, что глава муниципального образования одновременно исполняет полномочия председателя представительного органа и возглавляет местную администрацию.

Однако частью 4 статьи 5 Закона Астраханской области от 12.11.2014 №71/2014-ОЗ определено, что уставами муниципальных образований, указанных в части 21, пункте 3 части 3 вышеназванной статьи может быть предусмотрено исполнение главами муниципальных образований полномочий председателей соответствующих представительных органов муниципальных образований. При этом положения части 4 статьи 5 Закона Астраханской области от 12.11.2014 №71/2014-ОЗ не допускают возможности закрепления в уставе сельского поселения «Татаробашмаковский сельсовет», указанного в пункте 4 части 1 данной статьи, положений, предусматривающих формирования исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Вместе с тем права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Следовательно, приведенные положения Закона Астраханской области от 12.11.2014 №71/2014-ОЗ противоречат статьей 12 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 3, части 3 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Кроме того, в указанном Законе Астраханской области употребляются формулировки «муниципальные образования …, входящие в состав муниципального образования». Согласно части 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Таким образом, территория муниципального района представляет собой территорию ряда поселений, каждое из которых, согласно части 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации, является самостоятельным муниципальным образованием и наделяется всеми правами, предусмотренными ее отдельными положениями (статьи 130-132). В связи с этим, предусмотренное федеральным законодательством нахождение поселения в границах территории муниципального района определяет исключительно территориальное объединение, указывает на то обстоятельство, что поселение выступает в данном случае исключительно как самостоятельная административно–территориальная единица.

При указанных обстоятельствах поселения, входящие в состав муниципального района, продолжают оставаться муниципальными образованиями, обладающими собственными вопросами местного значения (управление муниципальной собственностью, составление, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также решение иных вопросов местного значения). Однако указание в Законе Астраханской области от 12.11.2014 №71/2014-ОЗ на вхождение муниципального образования (поселения) в состав другого муниципального образования (муниципального района) означает, что городские и сельские поселения, входящие в состав района, утрачивают гарантированное Конституцией Российской Федерации право на самостоятельное решение вопросов местного значения и становятся лишь структурными подразделениями данного муниципального района. Таким образом, используемый в Законе Астраханской области от 12.11.2014 №71/2014-ОЗ оборот «муниципальные образования …, входящие в состав муниципального образования» искажает содержание и смысл приведенных положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в сфере организации местного самоуправления в Российской Федерации, приводит к нарушению гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Экспертное заключение о выявленном несоответствии федеральному законодательству направлено в адрес Думы Астраханской области.

В Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области с 01.01.2015 поступило 172 уставов муниципальных образований и муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципального образования (далее – муниципальные акты), направленных на приведение в соответствие с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Астраханской области.

Решение об отказе в государственной регистрации принято в отношении 2 муниципальных актов. В связи с реализацией Федерального закона №136-ФЗ, а также в целях приведения уставов муниципальных образований в соответствие с законодательством Астраханской области в части изменения порядка избрания или формирования представительных органов муниципальных районов, порядка избрания глав муниципальных образований, изменения с 01.01.2015 перечня вопросов местного значения сельских поселений и муниципальных районов, закрепления за сельскими поселениями дополнительных вопросов местного значения, определения порядка формирования или избрания представительных органов городских округов с внутригородским делением, должны быть приняты и направлены на государственную регистрацию муниципальные акты 163 муниципальных образований Астраханской.

Из них по состоянию на 24.09.2015 на государственную регистрацию поступили муниципальные акты 161 муниципального образования Астраханская область. Уставы муниципальных образований «Новинский сельсовет», «Селитренский сельсовет» в связи с изменением перечня вопросов местного значения сельского поселения в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области не поступали.

В целях оказания органам местного самоуправления методической и организационно-правовой помощи Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области проводится работа по разработке модельных уставов (муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы), с участием представителей муниципальных образований проводятся семинары – совещания, в адрес глав муниципальных образований направляются информационные письма, содержащие сведения об изменениях федерального законодательства в сфере организации местного самоуправления.

Кроме того Управлением в качестве оказания органам местного самоуправления методической и организационно-правовой помощи ведется работа по рассмотрению проектов уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, разработанных органам местного самоуправления самостоятельно. При выявлении в указанных проектах положений, несоответствующих федеральному законодательству, а также коррупциогенных факторов, разработчикам проектов направляются письма с предложениями по их устранению.

Представители Управления Минюста России по Астраханской области также участвуют в заседаниях профильных комитетов Думы Астраханской области, проводимых в целях реализации на территории Астраханской области федерального законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. 

 
По теме
27 марта 2024 года в отделе передвижного фонда Центральной городской библиотеки Знаменска открылась выставка-информация «Уголок молодого избирателя».
  Прокуратурой Наримановского района Астраханской области проведенапроверка соблюдения законодательства при реализации национального проекта«Жилье и Городская среда».
В Большом зале резиденции Губернатора Астраханской области состоялось заседание комиссии по адаптации неформального рынка труда и борьбе с нарушением трудовых прав работников.
Как указано в определении, с 4 августа 2018 г. для строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства не требуется получение разрешения на строительство.
С 1 апреля стартует ставшая популярной у астраханских школьников Интернет-викторина по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Имею право!».
Снова поджигают заповедник! - Астраханский заповедник В Астраханской области потихоньку разгорается весна, а вместе с этим разгораются и пожары в дельте Волги.
Астраханский заповедник
Смелость на здоровье - ОДКБ им. Н.Н. Силищевой «Коробка храбрости» для самых смелых пациентов Областной детской клинической больницы им.
ОДКБ им. Н.Н. Силищевой
В Астраханском театре оперы и балета состоялся Совет по культуре при губернаторе АО - Газета Енотаевский вестник На обсуждение были вынесены вопросы о предстоящих событиях культурной жизни в Астраханской области Во время заседания работники культуры региона познакомились,
Газета Енотаевский вестник