История общественного транспорта Астрахани

Фото: astravolga.ru

40 и 50 лет назад в Астрахани появились новые виды транспорта

Сорок лет назад астраханцы не знали, что такое маршрутное такси, а полвека назад — жили без троллейбусов. Как же развивался транспорт, изменяя городские пейзажи?

Трамваи: более века

Началось все с трамваев. Первый пошел по астраханским рельсам 24 июня 1900 года. Трамвайный маршрут огибал кремль с восточной и южной сторон: двигаясь в сторону Варвациевского канала, выходил на Александровский бульвар (ныне площадь Ленина), поворачивал у Крымской башни и шел в обратном направлении. Как вспоминали очевидцы, в то воскресенье все вагоны были полны, кондукторы работали, не покладая рук. А многие обыватели буквально не вылезали из трамвая в течение дня.

Утром по этому поводу состоялся молебен в Астраханском кремле на Соборной площади у Лобного места. А вечером в курзале сада «Аркадия» организаторы гордо поднимали тосты за развитие трамвайного движения. И их гордость была оправдана. Астрахань стала всего лишь десятым городом России, где открылось трамвайное движение. После Киева и Нижнего Новгорода, Севастополя и Курска, Казани и Житомира. А ведь в Москве и Петербурге горожан еще перевозили конки! Здание трамвайного депо располагалось у кремля. И там же возникла транспортная структура, на десятилетия определившая название части города у северной стены кремля — «кольцо». Здесь трамваи разворачивались.

Протяженность трамвайных путей к концу XX века в Астрахани составляла около 65 км, самих трамваев было более 200.

Троллейбус: 50 лет

Уже в конце 50-х годов прошлого века стало понятно, что Астрахани нужны троллейбусы. И они появились буквально накануне 50-летия Октябрьской революции, в 1967 году.

Тогда было построено здание троллейбусного депо, контактные сети, реконструирована улица Савушкина. Желающих стать водителями троллейбусов оказалось много. Пришло 120 человек, а нужно было 40, пришлось выбирать. За два дня до праздника 12 троллейбусов пустилось в путь, чтобы в праздничный день 7 ноября уже вполне привычно доставить граждан к центру города, где происходила демонстрация.

В час дня у входа в трамвайно-троллейбусный парк собралось городское начальство, торжественно перерезали красную ленточку, и троллейбус со строителями и чиновниками поехал к стадиону. Водителем троллейбуса № 1 был Иван Иванович Аристов. А на следующий день было открыто уже регулярное сообщение, и новый вид транспорта стали осваивать все желающие астраханцы.

Первый маршрут был проложен от стадиона до клуба тепловозо-ремонтного завода. Затем его продлили с 18 до 25 км, до самого ТРЗ. Второй маршрут появился в 1980 году, третий, связавший вокзал с аэропортом, — в 1986-м. Первые троллейбусы проработали лет 12, потом началась их замена.

Маршрутки: 40 лет

А еще через десять лет появились и первые маршрутные такси. Новый вид транспорта появился в Астрахани зимой 1977 года. Как писала газета «Волга», шесть новых 12-местных микроавтобусов «РАФ-2203» вышло на линию 7 февраля. Первый маршрут соединял железнодорожный вокзал и аэропорт, проходя через автовокзал. Продолжительность его составляла 35 минут, а цена билета — 15 копеек (если от ж/д вокзала до автовокзала, то вообще гривенник). Посадка пассажиров производилась на остановках, а высадка — по требованию, разумеется, если при этом не нарушались ПДД. Первыми водителями «Рафиков» стали лучшие сотрудники АПАП № 2, обладающие большим стажем.

Трамвайные маршруты менялись, и 60 лет назад на месте бывшего трамвайного кольца у кремлевских стен появился сквер. Хотя горожане еще долго по привычке говорили «в кольце», «у кольца». Тогда же, кстати, согласно сборнику «Промышленная Астрахань»(1959 года) был заложен бульвар на площади Ленина. И еще в Астрахани появилась новая отрасль коммунального хозяйства — горгаз. Но это уже совсем другая история.

Ольга БОРИСОВА

Автор благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников отдела краеведческой литературы областной библиотеки имени Н. Крупской.

 
По теме
 
В наезде мотоцикла виноват пешеход - Astrakhan.Site Как стало известно сетевому изданию Аstrakhan.Site из оперативных источников пресс-службы УМВД России по Астраханской области, двадцатитрехлетний астраханец, накануне приобрел мотоцикл Honda и решил его «выгулять» .
23.05.2018 Astrakhan.Site
Астраханцы отмечают 78-летие Иосифа Бродского - Ast-News.Ru Астраханские поэты, искусствоведы, любители литературы, поэзии и драм драматургии вместе со всем миром отмечают сегодня 78-ю годовщину со дня рождения Нобелевского лауреата Иосифа Александровича Бродского.
24.05.2018 Ast-News.Ru
В очередной раз участники эстрадно-джазового ансамбля «Mainstream”  под руководством Александра Иванова школы искусств «Гармония» Началовской школы порадовали своими новыми достижениями.
18.05.2018 Приволжская газета
На набережной Волги, возле отеля “Азимут” 12 мая проходил международный банный фестиваль “Дух веков-2018”.
18.05.2018 Приволжская газета
Филармония представит у Лебединого озера астраханцам и гостям города пять разнообразных концертных программ:  «Музыка на воде» впервые прозвучала в Астрахани в мае прошлого года, сообщают наши коллеги .
13.05.2018 Газета Волга
Посмотреть на спортсменов пришло около тысячи человек. Третий кубок городской думы  Астрахани по бодибилдингу, бодифитнесу и фитнес-бикини «Столица Каспия» состоялся в АДК «Аркадия» в субботу, 19 мая.
21.05.2018 Газета Волга
Сегодня в 274 школах Астраханской области радостный и трогательный день. Последний звонок прозвучал для 10,5 тысяч девятиклассников и почти пяти тысяч одиннадцатиклассников.
24.05.2018 Правительство Астраханской области
В добрый путь, выпускники! - Администрация Красноярского района Сегодня во многих российских школах для выпускников прозвенел последний звонок.
24.05.2018 Администрация Красноярского района
Завтра, 25 мая, для проведения плановых ремонтных работ и реконструкции объектов будет ограничено электроснабжение  потребителей по адресам: Г. Астрахань Кировский район С 08:00 до 17:00 Ул.
24.05.2018 Астрахань.Ру