Проводится общественное обсуждение законопроектов, которые размещаются на сайте Думы в специальном разделе «Общественная экспертиза». Причем, эту практику мы закрепляем законодательно. Приняли в первом чтении соответствующий закон. Согласно ему на открытое обсуждение будут выноситься вопросы, которые депутаты определили как наиболее значимые и которые затрагивают интересы большого числа жителей области. Это позволит более полно учитывать общественное мнение и вовлечь астраханцев в процесс осуществления государственной власти в области. Более того, у нас эта форма уже работает. Сейчас для общественного обсуждения на сайте размещено два законопроекта: о всенародном обсуждении в Астраханской области и о дополнительных гарантиях права граждан на обращения. Поступают довольно интересные предложения.
Принимаемые законы должны отвечать интересам разных социальных групп населения. Но не только. Их качество – важный компонент. На последнем заседании Думы мы сняли с рассмотрения два законопроекта. Это – изменения в областной Устав о ежегодных отчетах полиции и о дополнительных гарантиях права граждан на обращения. При детальном рассмотрении оказалось, что не все аспекты учтены. Будем дорабатывать их. Хорошо, если и астраханцы в этом процессе примут более активное участие. Ведь в законотворчестве очень важно участие тех, для кого эти законы пишутся.
Правда, своим законодательным правом астраханцы воспользовались лишь однажды. Предложили создать добровольные народные дружины для охраны общественного порядка. Депутатский корпус инициативу не поддержал, поскольку пока мы не можем законодательно закрепить государственные гарантии, преференции и льготы добровольным дружинникам. Но работать над законопроектом продолжаем.
Это прецедентный случай. Возможно, норма в тысячу человек несколько завышена и ее следует пересмотреть. Уходить совсем от нормирования, конечно, нельзя. Как вариант – может наделить правом законодательной инициативы саморегулирующие организации, например, ТСЖ, Союз жителей? Надо искать новые механизмы, которые подвигнут астраханцев к законотворчеству.
Но есть множество и других форм, позволяющих при принятии управленческих решений учитывать мнение населения. Это проведение общественных слушаний и «круглых столов», выездные заседания фракций и создание экспертно-аналитических групп, регулярные встречи с избирателями. Именно в ходе такого общения люди рассказывают о проблемах, о своих ожиданиях от власти, о реализации тех или иных законов на местах. Это не отчеты муниципальных властей о проделанной работе с цифрами и диаграммами. Реальные примеры из жизни, позволяющие депутату черпать законодательные идеи.
Еще один важный аспект, повышающий активность гражданского общества. От обращений к депутатам люди должны видеть конкретный результат, знать, что в окончательном варианте того или иного закона их мнение учтено, их инициативы воплощены в жизнь. А иначе у населения не будет мотивации для участия в общественно-политической жизни города, региона и страны в целом.
Мы внесли изменения в региональное законодательство. Предусмотрели замену такой натуральной льготы денежными компенсациями. При разработке закона в Думе была создана рабочая группа, в состав которой кроме депутатов вошли представители профсоюзов. Учитывалось и мнение учителей. Сегодня почти семь тысяч астраханских учителей получают такие выплаты.
Добавлю, что хотелось, чтобы депутат перестал восприниматься как придаток исполнительной власти. Чтобы от него ожидали только ремонтов подъездов и латания кровель. Конечно, эту работу тоже проводить надо, в том числе и в рамках программы реализации наказов избирателей. Но все же главная деятельность депутата заключается именно в законотворчестве. Поэтому такие коммуникации с общественностью очень важны.
Как важно и то, чтобы региональные депутаты участвовали в обсуждении федеральных законопроектов и нормативных актов. Приведу конкретный пример. Председатель Правительства предложил ряд мер по расширению сети дошкольных образовательных учреждений. Вы знаете, что проблема нехватки мест в детских садах актуальная для всех регионов, в том числе и для нашего. Одно из предложений – пересмотр санитарно-эпидемиологических норм к минимальным размерам игровых помещений, которые мешают развитию семейных, коммерческих и корпоративных детских садов. Их и пересмотрели, но в сторону уменьшения. Прежде площадь, занятая под мебель не учитывалась. Новые нормы позволяют брать в расчет и ее. Искусственное увеличение игровых комнат дает возможность на законных основаниях переуплотнять группы. Это повышает уровень травматизма среди детей, нарушает воздухообмен в помещении, что в свою очередь ведет к увеличению заболеваемости воспитанников. Педагогическая общественность, родители были возмущены. Мы также не могли остаться в стороне. Неделю назад на заседании Думы приняли обращение к Главному санитарному врачу Российской Федерации Геннадию Онищенко. Просим внести в СанПин изменения, исключающие возможность ухудшения условий пребывания воспитанников в детских садах.
В любом случае, стоит обсудить это предложение с астраханцами, с предпринимательским сообществом. Может, они посчитают, что такая должность нашему региону нужна. Поэтому не исключаю возможности принятия подобного закона в Астраханской области.
На наши запросы исполнительные органы власти отвечали, что средства перечислены. Однако поток жалоб от возмущенных сельских учителей, а их в Астраханской области более шести тысяч, не прекращался.
Мы приняли решение провести депутатское расследование, чтобы пройти по всей цепочке управленческих действий. Создали специальную группу, в которую кроме депутатов, вошли представители профильного министерства, муниципалитетов, профсоюзных организаций. Выяснилось, что такая ситуация вызвана почти полным отсутствием скоординированных действий исполнителей на всех этапах реализации закона. Департамент жилищно-коммунального хозяйства реорганизован в министерство. Последнее занялось разработкой нового нормативного документа по возмещению расходов организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги. Вместо того, чтобы на время реорганизации сохранить прежний порядок и условия финансирования льгот, выделение средств было вообще прекращено. Мало того, часть бюджетных ассигнований перемещена на другие расходные статьи. Пока длились бюрократические проволочки, с сельских учителей коммунальные платежи взимались в полном объеме.
По итогам депутатского расследования задолженность сельским учителям была погашена. Мы внесли коррективы в областной закон о компенсациях. Финансирование было стабилизировано.
Но тот случай показал, как надо действовать, если на пути реализации регионального законодательства случаются «пробуксовки» и «перекосы». При этом убедились – нужны правовые условия, которые будут регламентировать порядок и сроки действий всех заинтересованных сторон, устанавливать полномочия и ответственность должностных лиц за нарушения. Поэтому мы разработали и приняли закон о депутатском расследовании.
Теперь у астраханских парламентариев есть такой инструмент воздействия. Конечно, он повышает роль и статус Думы. Но это – не основной акцент. Главное, что депутатское расследование позволит защитить наших жителей от произвола должностных лиц.
Мы и дальше будем работать над созданием такого регионального правового поля, в рамках которого экономика Астраханской области развивается эффективно, учреждения социальной сферы работают надежно. Будем стремиться в полной мере использовать наши законодательные возможности для повышения качества жизни астраханцев.
Подготовлено к печати
И.Сергеевой
Источник: Дума Астраханской области
20.02.2012 17:17