Неизвестная автостанция

Фото: astrakhan.site
Какое будущее ожидает в Астраханской области автовокзал и автостанции — кому они принадлежат и кто отвечает за их работу, а также контролирует...

Для Астраханской области с ее уникальным географическим положением — от самого северного населенного пункта до самого южного более четырехсот километров — автовокзалы и автостанции давно стали связующими звеньями между десятками тысяч людей. Ведь в нашем регионе, по данным министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов, действует 89 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, не считая междугородних маршрутов. И ведь далеко не у каждой семьи есть своя машина. С 1 июля 2017 года, по замыслу министерства транспорта РФ, покупка билетов и ожидание автобуса должны были стать намного комфортнее. Сетевое издание Astrakhan.Site решило выяснить, произошло ли это на самом деле.

Ничейные автостанции

Источником технической модернизации автовокзалов и автостанций по всей стране, и в том числе по Астраханской области, должен был стать приказ Минтранса РФ, подписанный 29 декабря 2015 года № 387 «Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций». Большая часть положений документа вступила в силу после его опубликования в СМИ. Однако осталось несколько пунктов, реализацию которых — ввиду финансовой затратности — отложили на полтора года.

С 10 марта 2016 года, согласно приказу, вступили в действие минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций, обязательные для выполнения их собственниками — юрлицами или ИП. На автовокзале должны быть: зал ожидания, комната матери и ребенка, туалет, камера хранения, пункт общественного питания. С 1 июля 2017 к ним должны были добавиться: билетные кассы и (или) автоматы для продажи билетов, камера хранения вещей, здравпункт, комната отдыха водителей с местами для сидения. Оборудование автостанций проще. С марта 2016 года там должен быть лишь туалет, с 1 июля текущего года — билетная касса, зал ожидания, здравпункт и комната отдыха водителей.

Чтобы узнать, насколько готовы автовокзалы и автостанции Астраханской области к исполнению указанного документа, мы сначала обратились к открытым источникам. По данным некоммерческого партнерства «Развитие автовокзалов страны» (портал npravs.ru), в нашем регионе насчитывается 1 автовокзал (в Астрахани), 8 автостанций и 17 автокасс, разбросанных по всему региону. Таким образом, к подавляющему большинству сельских населенных пунктов (за исключением районных центров), поскольку там нет автостанций, приказ Минтранса РФ отношения не имеет.

Что же оставшиеся? Согласно пресс-релизу, размещенному на сайте регионального Минтранса в марте 2016 года, «в ведении предприятия (ПАТП № 3 — ГПАО „Пассажирское автотранспортное предприятие № 3“) — центральный автовокзал Астрахани, 1 автостанция и 18 автокасс по Астраханской области». Получается, министерство не в курсе, кто контролирует остальные автостанции? Более того, возникает предположение, что в региональном Минтрансе либо не слышали об упомянутом приказе федерального ведомства, либо не владеют полной информацией о состоянии 7 автостанций, поскольку не знают, в чьем подчинении те находятся.

Кроме того, ведомством, судя по всему, даже не планируется создание сайта, на котором будет размещаться информация о работе автовокзалов и автостанций Астраханской области. Это значит, что жителям нашего региона придется по-прежнему искать эти крупицы данных по интернету, натыкаясь на противоречащие сведения. За исключением, пожалуй, жителей областного центра, где есть автовокзал, а у него — собственный сайт.

Между тем, еще в 2004 году Правительство Астраханской области постановлением № 16/190 утвердило региональную целевую программу «Развитие автомобильного пассажирского транспорта в 2005-2008 годах», где одним из пунктов значилось создание в 2007 году «компьютерной сети автовокзалов и автостанций Астраханской области». Выполнен он так и не был. Зато в той же программе было очень много пунктов уделено модернизации автовокзала в Астрахани, и лишь незначительное — автостанциям. Например, планировалось построить их в Черном Яре, Знаменске, поселке Молодежном. В Володарском, Камызяке, Енотаевке, Икряном и Лимане — отремонтировать.

Повышенное внимание к единственному в регионе автовокзалу неслучайно. Упомянутая целевая программа разрабатывалась в рамках подготовки к 450летию Астрахани в 2008 году, и автовокзалу отводилось в ней значимое место, как одной из визитных карточек региона. В октябре 2015 года новое здание транспортного объекта посетил заместитель министра транспорта Российской Федерации Николай Асаул.

Как следует из пресс-релиза областного Минтранса, чиновник «осмотрел посадочные площадки, зал ожидания, комнату отдыха водителей, медицинский пункт, комнату матери и ребёнка. Также замминистра транспорта была представлена диспетчерская служба, благодаря которой с помощью ГЛОНАСС в режиме реального времени отслеживается месторасположение любого автобуса, его скорость и остановки».

По итогам, как пишет сайт ведомства, «Николай Асаул отметил высокое качество и доступность услуг автовокзала, а также созданные в регионе оптимальные условия для осуществления деятельности пассажирского автомобильного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры». Учитывая вышеизложенные нелогичности, данное утверждение представляется спорным.

Растопыренный контроль

Если Минтранс Астраханской области не контролирует автостанции, то кто должен это делать? И как отчитываться их владельцам об исполнении приказа федерального ведомства? Априори, любой хозяин автостанции может обратиться в Ространснадзор, чтобы получить заключение о соответствии инфраструктуры новым требованиям. Однако, скорее всего, подавать документы станут лишь собственники новых объектов, которые стремятся попасть в реестр автовокзалов Минтранса РФ.

Тем автовокзалам и станциям, которые уже работают, опасаться, по большому счету, нечего. Там может быть проведена лишь внеплановая проверка, которая позволит выяснить, нарушают они новые требования или нет. Но такая ревизия возможна лишь на основании представления, выданного прокуратурой. А если ее не будет, то станут работать по-старому. Да и кто захочет подавать жалобу на работу автостанции? Может, какой-нибудь сельский активист, что весьма маловероятно.

У Ространснадзора, как ни удивительно звучит, нет полномочий по проверке автовокзалов и автостанций. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта». В документе слово «автовокзал» не упоминается. Нет таких полномочий, как ни странно, и у регионального Минтранса. Об этом свидетельствует Постановление Правительства астраханской области от 19 мая 2010 года № 210-П, утвердившее положение о ведомстве. Единственное, что может министерство в данном контексте — «осуществлять региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси».

В настоящее время Ространснадзор может проверять лишь перевозчиков, да и то в плановом порядке. Может быть, Роспотребнадзор подключится к проверке автостанций? Он имеет право проверить, например, как обустроена комната матери и ребенка. Чтобы проконтролировать работу здравпункта, нужно обращаться в Росздравнадзор. Эти ведомства в своей работе опираются на Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 гожа № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Впрочем, федеральный Минтранс периодически сам проводит мониторинг автовокзалов и автостанций. Один из итогов этой проверки в Астраханской области, на соответствие требованиям приказа № 387, был опубликован на сайте ведомства 1 июня 2016 года. Документ, впрочем, содержит список всего из трех объектов: автовокзала Астрахани, автостанции на Больших Исадах и автостанции Ахтубинска (все они — в подчинении ПАТП № 3). Согласно данным мониторинга, на автовокзале областного центра в прошлом году было все необходимое, что указано в «минимальных требованиях».

На двух других объектах отсутствовали комната матери и ребенка и здравпункт. Их должны были сделать до 1 июля 2017 года. Однако, как показал телефонный звонок, сделанный нами на автостанцию «Большие Исады» в июле текущего года, ни комнаты матери и ребенка, ни здравпункта там до сих пор нет. Сотрудница автостанции сказала, что «все это есть на автовокзале».

Каковы же перспективы автостанций Астраханской области? Мы обратились к двум документам. Первый — это региональная программа «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области», принятой от 7 октября 2014 года, и срок реализации которой с 2015 по 2022 годы. Второй — это программа «Развитие промышленности, топливно-энергетического комплекса, природных ресурсов и транспорта Астраханской области»: принята 16 сентября 2014 года, срок реализации аналогичен первому документу. Удивительно, но слова «автовокзал» и «автостанция» в них не встречаются.

Впрочем, оно и понятно. Программа «Развитие промышленности...», например, преследует цель «развитие речных пассажирских перевозок на территории Астраханской области». Программа «Развитие дорожного хозяйства...» — увеличение «транспортной доступности населенных пунктов Астраханской области для увеличения мобильности и улучшения качества жизни населения».

Но если так, то непонятно, как можно выполнять эту программу, не контролируя и не модернизируя большую часть местных автостанций. Да и вообще, исходя из анализа ситуации, никто этими автостанциями, по большому счету, не занимается. Выживают они, как умеют.

Тёма Мордашов, специально для сетевого издания Astrakhan.Site

 
По теме
Астраханские чиновники сэкономили два миллиона долларов - Ast-News.Ru За первое полугодие текущего года благодаря работе подразделения регионального правительства – областного агентства по регулированию контрактной системы в сфере закупок – было сэкономлено 129 миллионов рублей из средств
18.07.2018
 
При смене места жительства на территории РФ необходимо своевременно уведомить Пенсионный фонд, чтобы выплатное (пенсионное) дело было переправлено по новому месту жительства.
18.07.2018
 
Общественный совет минсельхоза обсудил изменения пенсионной системы - Punkt-a.info В министерстве сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области прошло заседание Общественного совета, на котором обсудили законопроект об изменениях пенсионной системы в Российской Федерации.
17.07.2018
В министерстве сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области прошло заседание общественного совета, на котором обсудили законопроект об изменениях пенсионной системы в Российской Федерации.
17.07.2018
Астраханские чиновники сэкономили два миллиона долларов - Ast-News.Ru За первое полугодие текущего года благодаря работе подразделения регионального правительства – областного агентства по регулированию контрактной системы в сфере закупок – было сэкономлено 129 миллионов рублей из средств
18.07.2018 Ast-News.Ru
Среди непродовольственных товаров наиболее значительный прирост цен в июне был зарегистрирован на бензин Потребительские цены в Астраханской области в июне выросли по сравнению с маем на 0,2%, с начала 2018 года — на 0,97%,
15.07.2018 Газета Волга
В регионе с апреля практически не было дождей, установилась жара. Власти Астраханской области обратятся к правительству РФ за финансовой поддержкой, которая позволит компенсировать убытки, вызванные засухой,
12.07.2018 Газета Волга
Рост доходов бюджета позволит увеличить расходы на социальную сферу Депутаты думы Астраханской области сегодня в дух чтениях одобрили поправки в закон «О бюджете Астраханской области на 2018 год и плановый период 2019
12.07.2018 Газета Волга
Смертельное ДТП в центре Астрахани. Видео - Ast-News.Ru Сегодня около шести утра на перекрёстке улиц Адмиралтейской и Никольской водитель 1988 г.р., управляя автомобилем «Volkswagen Polo», выехал на встречную полосу и врезался в грузовик «ГАЗ-2790».
18.07.2018 Ast-News.Ru
На астраханской трассе опрокинулся бензовоз - Punkt-a.info Накануне в 20:53 бензовоз на базе автомобиля "КАМАЗ" опрокинулся на 128 километре трассы Астрахань-Волгоград, в пяти километрах от поселка Тамбовка Харабалинского района.
18.07.2018 Punkt-a.info
Очередное поучительное мероприятие проекта «Азбука семейного воспитания» 28 июня провёл отдел службы ЗАГС Астраханской области по Приволжскому району.
13.07.2018 Приволжская газета
В преддверии Дня семьи, любви и верности, 6 июля, состоялась встреча поколений: активисты Совета ветеранов Приволжского района встретились с многодетной семьей Шаргановых.
13.07.2018 Приволжская газета
В Астрахани отметят  международный  день бокса - Министерство физической культуры и спорта 22 июля во всем мире  отмечается Международный день бокса. Наш регион не стал исключением, в этот день старший тренер проведет открытые мастер-классы.
18.07.2018 Министерство физической культуры и спорта
Закончился чемпионат мира по футболу. Посмотрел ролики одного видеоблогера, того самого юного английского болельщика.
18.07.2018 КПРФ
Разметка обновлена на всем его протяжении На Трусовской стороне Нового моста в Астрахани завершены работы по обновлению дорожного покрытия, сообщает пресс-служба городской администрации.
17.07.2018 Газета Волга
Глава региона также преподнес спортсмену книги о достопримечательностях Астраханской области и национальных блюдах Губернатор Астраханской области Александр Жилкин подарил американскому бойцу смешанных единоборств Дже
15.07.2018 Газета Волга
Астраханские чиновники сэкономили два миллиона долларов - Ast-News.Ru За первое полугодие текущего года благодаря работе подразделения регионального правительства – областного агентства по регулированию контрактной системы в сфере закупок – было сэкономлено 129 миллионов рублей из средств
18.07.2018 Ast-News.Ru
Смертельное ДТП в центре Астрахани. Видео - Ast-News.Ru Сегодня около шести утра на перекрёстке улиц Адмиралтейской и Никольской водитель 1988 г.р., управляя автомобилем «Volkswagen Polo», выехал на встречную полосу и врезался в грузовик «ГАЗ-2790».
18.07.2018 Ast-News.Ru
Работа в данном направлении продолжается. Это одна из тем, которая обсуждалась сегодня на встрече представителей общественных организаций с главой администрации города Олегом Полумордвиновым.
18.07.2018 ГТРК Лотос
По поручению губернатора Астраханской области Александра Жилкина управление по работе с обращениями граждан администрации главы региона продолжает практику проведения выездных проверок.
18.07.2018 Правительство Астраханской области