Муха́ррам, мухаррем ( مُحَرَّم - араб. "заповедный", "священный") - название первого месяца мусульманского лунного календаря (хиджры). Первые 10 дней мухаррама - дни траура у шиитов, посвящены памяти великомученика Хусейна 1 .
МухаррамВ доисламской Аравии этот месяц был особенно почитаем, наряду с месяцами Раджаб, Зулькада и Зульхиджа. Это были так называемые "запретные" месяцы, в которые не допускалось ведение войны и кровопролитие вокруг Каабы .
Самым почитаемым днем месяца мухаррам считается десятый день или День Ашура, который отмечается как мусульманами- шиитами , так и суннитами .
Другие дни месяца мухаррам также отмечены знаменательными событиями:
Десятый день месяца мухаррам называется Ашура ( عاشوراء араб.) - букв. "десятый день". На день Ашура приходится кульминация шиитской траурной церемоний и поминовения имама Хусейна, а сунниты празднуют победу Мусы над войском египетского фараона.
В этот же день произошел целый ряд других примечательных событий. Например, корабль пророка Нуха причалил к горе Джуди, спасся брошенный в огонь пророк Ибрахим, после долгой разлуки пророк Йакуб встретился со своим сыном Йусуфом, пророк Мухаммад прибыл в Медину 5 .
ИсторияДень Ашура отмечает трагические события 10 октября 61 г.х. (680), когда в битве у города Кербела 6 в столкновении с халифскими войсками под командованием Умара ибн Саада погибли внук пророка Мухаммада имам Хусейн ибн Али, его брат Аббас, их родственники и 70 их сподвижников 7 . Причиной битвы послужил отказ имама Хусейна признать халифом Язида I (645-683), которому власть передал его отец и основатель Омейядской династии халифа Муавийя (603-680) 8 . Битва при Кербеле оказалась поворотным пунктом разделения шиитской и суннитской ветвей ислама 9 .
Шиитские ритуалы в день Ашура
В связи с этим шииты ежегодно справляют в первые десять дней Мухаррама траур по убитому и обезглавленному Хусейну, которого они считают своим третьим непогрешимым имамом. Кульминация траурных мероприятий приходится на день Ашура.
В память о мученической смерти Хусейна в шиитских общинах принято проводить ряд траурных церемоний. В их число входят мемориальные службы (маджалис аль-тазия); посещение гробницы Хусейна в Кербеле, в особенности в день Ашура и в 40-й день поминок после Ашуры (зиярат аль-арбаин), религиозные церемонии оплакивания (аль-мавакиб аль-Хусейния), театрализованные представления битвы при Кербеле (шабих), самобичевания (татбир) 10 .
В память о невинной крови имама участники церемония татбир совершают самоистязания, бьют себя кулаками в грудь, наносят себе удары цепями по спине или мечом (тальвар) по голове, что приводит к истечению крови 11 . Самобичевание сопровождается возгласами: "Шах Хусейн! Вах, Хусейн!" (Царь Хусейн! О, Хусейн!), откуда происходит название церемонии - Шахсе́й-вахсе́й 12 .
Кровавой практики самобичевания придерживаются шииты-традиционалисты. В результате в дни Ашуры больницы Кербелы ежедневно принимают несколько сотен человек, страдающих от сильного кровотечения 13 . Более прогрессивной формой татбира является донорство крови 14 .
В дни Ашуры шииты не постятся - это запрещено хадисами. В исламе пост - это акт выражения благодарности Аллаху. Наоборот, в эти дни в мечетях организуются благотворительные обеды или ужины (назри), а прихожане жертвуют продукты и сладости.
День Ашура для суннитовЕсли для мусульман-шиитов Ашура - это день скорби, то для суннитов Ашура - это праздничный день, который связан с памятью о дарованной Аллахом победе Мусе (Моисею) и сынам Израиля над войском египетского Фараона.
По этой причине в день Ашура мусульмане-сунниты постятся. История этого поста восходит к началу мединского периода в жизни пророка Мухаммада. Согласно хадисам из сборника Бухари, когда пророк Мухаммад переехал в Медину, он обнаружил, что для иудеев день Ашура был днем поста (день очищения от грехов - Левит 16:29). Когда пророк поинтересовался причиной этого, ему сказали, что в этот день Аллах спас пророка Мусу и сынов Израиля от войска египетского Фараона, и, в знак благодарности, Муса начал держать пост. На это Мухаммад ответил, что мусульмане ближе к традиции Мусы, чем иудеи и начал поститься, приказав делать это и своим подвижникам 15 .
Поскольку известно, что древние арабы в день Ашура также соблюдали пост, эта традиция в своих истоках считается общесемитской. В одном из хадисов 16 , переданных Аишой, упоминается о том, что сам пророк Мухаммад еще находясь в Мекке, наряду с другими курайшитами также держал пост в день Ашура, а после переезда в Медину он продолжил эту традицию.
Пост, который мусульмане могут соблюдать 10 мухаррама является желательным, но не обязательным 17 . Такого мнения, в частности, придерживался суннитский богослов Абу Ханифа (699-767): "Пост в день Ашура. Это десятый день месяца мухаррам. Желательно вместе с этим днем поститься и одиннадцатого, если не постился девятого числа" 18 . После того, как обязательным постом был объявлен пост в месяц Рамадан, обязательность поста в месяце мухаррам была отменена.
Согласно Сунне пророка, для того, чтобы отличаться от иудеев, лучше держать пост месяца мухаррам на протяжении 2 дней (в 9-й и 10-й, либо в 10-й и 11-й дни) 19 .
КалендарьВ 2016 году месяц мухаррам продолжается со 2 по 31 октября. Тасуа (9-й день) приходится на 10 октября, Ашура (10-й день) - на 11 октября. Пост принято соблюдать в 9-й, 10-й и 11-й дни мухаррама 20 .
Года:
Ашура:
- Madelung W. Ḥosayn b. ʿAli // Encyclopaedia Iranica.
- Резван Е.А. ал-Кибла // Ислам: энциклопедический словарь. Отв. ред. С.М.Прозоров. - М.: Наука, 1991. С. 137.
- Али-заде А.А. Мухаррам // Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007.
- Али-заде А.А. Али Зайн аль-Абидин // Исламский энциклопедический словарь. - М.: Ансар, 2007.
- Abou-Samra, S. Islamic Beliefs, Practices, and Cultures. New York, 2011. P. 152.
- Кербела - город в современном Ираке, в 100 км к юго-западу от Багдада. В этом священном для шиитов городе находится святилище имама Хусейна - мечеть и место его погребения.
- В живых остался сын Хусейна - Зейн аль-Абидин (658-712), а также женщины и малолетние дети, которых отправили в Дамаск. В 682 году халиф Язид отпустил их всех на свободу, позволив вернуться в Мекку.
- Madelung W. Ḥosayn b. ʿAli // Encyclopaedia Iranica; Али-заде А.А. Мухаррам // Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007.
- Riess J. The Martyrs of Karbala: Shi'i Symbols and Rituals in Modern Iran // Publishers Weekly, 11.15.2004.
- Nakash Y. The Shi'is of Iraq. Princeton & Oxford, 2003. P. 142; P. 77-78; Weiss M. In the Shadow of Sectarianism. Law, Shi'is and the making of modern Lebanon. Cambridge (Mass.), London, 2010. P. 33.
- Nakash Y. An Attempt To Trace the Origin of the Rituals of Āshurā¸ // Die Welt des Islams, 33 (2), 1993. S. 161–181.
- Кушев В.В. Ашура // Ислам: энциклопедический словарь. Отв. ред. С.М.Прозоров. М.: Наука, 1991.
- Иракских шиитов призвали отказаться от самоистязания // Корреспондент.net, 10.01.2011.
- Mervin S. 'Ashura': Some Remarks on Ritual Practices in Different Shiite Communities (Lebanon and Syria) // The Other Shiites: From the Mediterranean to Central Asia. A. Monsutti, S. Naef, F. Sabahi. Bern, Berlin, N.Y., Oxford, 2007. P. 146.; Шииты Азербайджана в День Ашура провели акции по сдаче крови // Кавказский узел, 13.10.2016.
- Сахих аль-Бухари. Кн. 31, хадис 222; Кн. 55, хадис 609; Кн. 58, хадис 279; Сахих Муслима. Кн. 6, хадис 2518, 2519, 2520; Katz M.H. The Birth of The Prophet Muhammad: Devotional Piety in Sunni Islam. London: Routledge, 2007. P. 113-115.
- Сахих Муслима. Кн. 6, хадис 2499.
- Сахих Муслима. Кн. 6, хадис 2499.
- Виды постов по мазхабу имама Абу-Ханифы // Islam.ru.
- Али-заде А.А. Мухаррам // Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007.
- 10 мухаррама - День Ашура // MuslimClub; The Principal Islamic Days of Observance according to the Umm al-Qura Calendar // History of Astronomy.