Куда едет город?

Фото: www.punkt-a.info
В последний день октября астраханские троллейбусы не вышли на маршрут. Это событие всколыхнуло общественную дискуссию о том, как же дальше должен развиваться общественный транспорт в городе. Действительно, отдавать город на откуп газелистам не совсем правильно. «Пункт-А» решил разобраться и поискать ответы на сакраментальные вопросы, «кто виноват», «что делать» и «зачем вот это вот все».

Смерть рогатого
Астраханский троллейбус умер в 2007 году. 

Нет, это не опечатка. Троллейбус был обречен на гибель ровно в тот момент, когда было принято решение ликвидировать астраханский трамвай. В конце концов, тот был был и старше по возрасту, и богаче парком машин (на пике развития по Астрахани бегало 130 трамваев и 80 троллейбусов). Так что в последние 10 лет автобусно-троллейбусное управление медленно, но верно угасало, будучи не в силах потянуть неснижаемые издержки на содержание электросетевого хозяйства.

Читатели-старожилы наверняка вспомнят парадные обещания конца 2000-х построить новые троллейбусные ветки до микрорайона Бабаевского, поселка Советский и на Трусовскую сторону. Но ничего из этого сделано не было, ни при Сергее Боженове, ни после него. 



К началу 2017 года парк подошел с 8-миллионным долгом (в 2015 долгов было аж 32 миллиона) и «полутора» действующими маршрутами: троллейбусы ходили от Привокзальной площади через Жилгородок до Звездной и до Добростроя. По данным Википедии , ежедневный максимальный выпуск на линию в июле 2010 года равнялся 36 троллейбусам. К маю 2011 года он сократился до 24 троллейбусов, а к 2015 году — до 12—13 троллейбусов, а в августе 2017 года — 4 троллейбуса, 30 октября 2017 года - 7 троллейбусов. 

В 2016 году (за весь год) на троллейбусах прокатились 992 000 астраханцев – порядка 2700 пассажиров в день. Учитывая, что билет стоил 10 рублей, это принесло выручки на 10 млн. рублей. А затраты парка составили в 6-7 раз бОльшую сумму: себестоимость одной поездки составила 64 рубля. Разницу компенсировал городской бюджет. Нетрудно посчитать: если бы пассажиров было 7-8 миллионов, троллейбус бы окупал сам себя и ни о каком закрытии речи не шло. 

Посчитаем?
Средний возраст парка астраханских троллейбусов к октябрю 2017 года превысил 10 лет. Самый «молодой» ЛИАЗ был приобретен 8 лет назад. 

Городские власти предпринимали попытки реанимировать парк машин, закупив, к примеру подержанные московские троллейбусы. По данным источника «Пункта-А», новая машина стоит порядка 12 млн. рублей (хотя на рынке есть предложения и по 30 млн. рублей за машину). С москвичами можно было договориться за 2,5-3 млн. Но реализовать этот план не вышло именно по причинам износа сети – современные троллейбусы просто не могут под ней ездить – и несоответствия оборудования тяговых подстанций (троллейбусы ездят на постоянном токе). 

Если всерьез размышлять о возрождении астраханского троллейбуса, то первой задачей, которую предстоит решить, станет полная замена электросетевого хозяйства. Не секрет, что подобные варианты астраханская горадминистрация так же рассматривала. Источник «Пункта-А» поделился: 

– В Ростове-на-Дону перед ЧМ-2018 всерьез просчитывали проект реконструкции контактной сети. Так что и у астраханцев появилась возможность хотя бы прицениться. Сумма вышла – в районе 250 млн. рублей. Это на строительство сети, в рамках тех самых «полутора» маршрутов, которые действовали до последнего времени. Помимо этого, нужно расширить парк до 50 машин для обеспечения такого интервала движения, благодаря которому пассажиры могли бы уверенно выходить на остановку, зная, что троллейбус скоро будет. Условно, на эти цели также необходимо заложить около 150 млн. рублей. Для сравнения, те же ростовчане на покупку в лизинг 200 современных низкопольных автобусов к ЧМ-2018 потратят больше миллиарда. 

Таким образом, выходит сумма около 400 млн. рублей. Для того, чтобы представить, дорого это или нет, достаточно вспомнить про Кирикилинский мост. На его реконструкцию ушло четыре года. И вряд ли стоит рассчитывать, что на троллейбусный ренессанс средства найдутся быстрее.

Другой вопрос, что в необходимости моста никто не сомневался: микрорайону Бабаевского с его несколькими десятками тысяч жителей и маятниковой миграцией нужна связь с центром города. А вот вопрос о том, поедут ли пассажиры на троллейбусе, если он будет восстановлен, остается дискуссионным. 



Карта миграции
Вопрос, кстати, довольно интересный. Ведь если контактную сеть все равно нужно строить заново, можно было бы подумать и о создании совершенно новых маршрутов взамен действовавшей с советских времен оси «Стадион – Жилгородок» с ответвлениями в Аэропорт, на Звездную и в «Трёшник». 

Но куда тащить провода правильнее всего? В АЦКК? На Бабайку? В Военный городок? Сделать круговой маршрут вокруг центра города?... Прежде чем тратить сотни бюджетных миллионов, стоило бы получить хоть какие-то гарантии, что тамошним жителям троллейбус действительно нужен.

В 2016 году администрация Астрахани заказала у научного сообщества исследование городских пассажиропотоков. Конкурс выиграл Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь), который ранее проводил аналогичные исследования, например, в Кисловодске. Исследователи на протяжении последнего года проводили замеры, привлекали для этого астраханских студентов, выводили карты скопления людей в разное время суток. Окончательные результаты исследования должны быть представлены заказчику до конца текущего года. 

Впрочем, вряд ли эти данные будут использованы для того, чтобы возродить троллейбус… 

Троллейбусный парк: что дальше?
Среди людей, протестующих против закрытия троллейбусного движения, много тех, кто сочувствует сотрудникам троллейбусного парка, которых «выкинули на улицу». Потеря работы – действительно вещь неприятная. На предприятии до недавнего времени трудилось 160 сотрудников, из которых 46 человек перешли пенсионный порог. 111 из них планируется уволить до середины декабря с выплатой положенных пособий. В общей сложности сумма выплат составит почти 12 млн. рублей. Посчитайте сами.

В штате парка остаются электромонтеры, которым предстоит демонтировать старую контактную сеть. Это металл. И металл действительно ценный. На его продаже, а также на реализации неиспользуемых помещений предприятие должно заработать порядка 70-80 млн. рублей. При этом закрывать АТП не планируется. Не зря в названии стоит буква «А» – «автобусное». Именно автобусы средней вместимости на газомоторном топливе и решено закупить на вырученные средства. Согласно последним сводкам с транспортных фронтов, проект с электробусами признан чересчур рискованным. Автобусы понятнее, проще, надежнее и не требуют создания дополнительной инфраструктуры. 

Логика этого решения понятна: вместо того, чтобы ставить дорогостоящие эксперименты по строительству контактной сети, эффективнее вывести на улицы автобусы. Пустить их хоть по тем же маршрутам, хоть по новым. В отличие от троллейбуса, тут возможны вариации. 


Кстати, об автобусах
План не идеален. Особенно, если вспомнить о судьбе областного ОАО «АстраханьПассажирТранс», которое обанкротилось еще в октябре 2016 года. Автобусное предприятие с парком в 130 машин и весьма перспективными маршрутами №№ 19, 23, 25, 30, 31 не пережило пресловутого бюджетного кризиса. 

После того, как областное руководство не заложило в бюджет-2016 средства на компенсацию тарифа на перевозку пассажиров, автобусный гигант погрузился в долги, не смог платить за топливо и отправился в «страну вечной охоты». На его место пришел самарский «Автомиг», который как-то умудряется выживать без областных дотаций. 

Исходник фото: Станислав Богомолов / fotobus.msk.ru

Впрочем, у муниципального автобусного проекта есть лазейка. По подсчетам наших коллег из «Арбуза» , себестоимость проезда у «АстраханьПассажирТранса» на момент банкротства составляла около 32 рублей – при цене билета в 20 . Именно эту разницу в 12 рублей компенсировала область. 

Выше по тексту мы приводили аналогичные цифры по троллейбусам: себестоимость в 64 рубля – при цене билета в 15 . Ну, идею вы поняли… Само собой, проводить прямое сравнение тут было бы слишком наивно (у предприятий разный парк, разные издержки и разные формулы расчета себестоимости) – но вполне логично сделать вывод, что за деньги, которые раньше тратились на троллейбусы, можно дать автобусам фору.

Мелочь под колесами
Ну и, конечно, на фоне происходящего не следует забывать про самый главный астраханский транспорт – маршрутные такси, хотя правильно их все-таки называть автобусами малой вместимости. По данным муниципальной статистики, по городу бегают примерно 1200 газелей (тоже, кстати, рогатая скотинка). В реальности – больше. Потому что в расчет следует брать еще и межмуниципальных перевозчиков, которые, к примеру, едут от железнодорожного вокзала в Камызяк. Проходя через полгорода, эта маршрутка подвозит не только сельчан, но и горожан. И таких, по негласным расчетам, также около тысячи. 

Много это или мало? Вот любопытная сравнительная схема, которую мы утащили из интернетов:


Про «100 пассажиров с комфортом в автобусе» – это они, конечно, загнули. Но идея в целом ясна. Девять маршрутных такси требуют в 4,5 раза больше асфальта, чем один крупный автобус. При сравнимой эффективности. Привет астраханским пробкам!

Маршруточный бизнес с его 30-летней историей представляет собой весьма замысловатый образец «дикого капитализма», регулируемого разве что волосатой рукой Адама Смита. По крайней мере, такое создается впечатление, если в справочнике «2GIS» посмотреть на количество дублирующих друг друга маршрутов на основных улицах города: 
  • К примеру, по Адмиралтейской мимо Кремля ежедневно курсируют 37 разных маршрутных такси: 1р, 5с, 6с, 8р, 8с, 9с, 10c, 12р, 12с, 14с, 17с, 18с, 28с, 30р, 30с, 33с, 33ск, 38р, 38с, 46с, 52с, 53c, 59р, 62р, 62с, 70с, 71с, 78с, 82с, 83с, 85с, 93р, 101, 108, 139. 
  • По ул. Савушкина ходит 26 маршрутов.
  • По ул. Победы – 39.
  • По ул. Софьи Перовской – 23.
  • По Яблочкова – 20
  • До спорткомплекса «Звездный» можно доехать 22 разными маршрутками.
  • Через Новый мост ездит 18 разных маршрутных такси
  • Через Старый мост – 16.
  • Рекорд поставила остановка около ТЦ «Ярмарка» – 47 маршрутов (и это не считая автобусов).


     
    Логика такого разнообразия понятна. Как на китайском рынке: предложить всем покупателям маршрут по вкусу – чтобы дешево и без пересадок. Уследить за этой популяцией "антилоп" пока что не по силам ни ГИБДД, ни МУГАДН, ни муниципальным контролерам.



    Все попытки осовременить рынок малогабаритных автобусных перевозок до сих пор не увенчались успехом: не прижились ни запреты ездить только «от остановки к остановке», ни требования перейти на Евро-3, маршрутчики стойко сопротивляются призывам ставить выдвигающиеся подножки, автоматические двери и кондиционер. 

    Но, может, шанс цивилизовать общественный транспорт появится, когда в декабре мы получим научно и статистически обоснованную карту пассажиропотоков? 

     
    По теме
     
     
    Под Астраханью разбился мотоциклист - Ast-News.Ru 14 июля, когда уже стемнело, на ул. Молодежная в п. Ильинка Икрянинского района житель Астрахани в застегнутом мотошлеме на мотоцикле «Хонда» не справился с управлением и наехал на дорожные знаки припаркованный «ВАЗ-2103»,
    16.07.2018
     
    Под Астраханью разбился мотоциклист - Ast-News.Ru 14 июля, когда уже стемнело, на ул. Молодежная в п. Ильинка Икрянинского района житель Астрахани в застегнутом мотошлеме на мотоцикле «Хонда» не справился с управлением и наехал на дорожные знаки припаркованный «ВАЗ-2103»,
    16.07.2018 Ast-News.Ru
    Газовый «Камаз» — специальная модель спортивного грузового автомобиля Обновленная модель спортивного грузовика «Камаз» на газомоторном топливе планируется испытать на международном ралли-марафоне «Шелковый путь» в 201
    11.07.2018 Газета Волга
    Очередное поучительное мероприятие проекта «Азбука семейного воспитания» 28 июня провёл отдел службы ЗАГС Астраханской области по Приволжскому району.
    13.07.2018 Приволжская газета
    В преддверии Дня семьи, любви и верности, 6 июля, состоялась встреча поколений: активисты Совета ветеранов Приволжского района встретились с многодетной семьей Шаргановых.
    13.07.2018 Приволжская газета
    Глава региона также преподнес спортсмену книги о достопримечательностях Астраханской области и национальных блюдах Губернатор Астраханской области Александр Жилкин подарил американскому бойцу смешанных единоборств Дже
    15.07.2018 Газета Волга
    В ближайшее время в Астраханской области пройдут выборы двух глав районов: 19 августа в Ахтубинском районе и 9 сентября в Харабалинском районе.
    16.07.2018 Единая Россия
    Пер. Туркменский - Администрация города Сегодня губернатор Астраханской области Александр Жилкин и глава администрации города Олег Полумордвинов провели выездное совещание на улицах Моздокской, Краснодарской и переулке Туркменский.
    16.07.2018 Администрация города
    В прошлом году дорожники привели в порядок 22 км улиц областного центра на сумму 657 млн рублей Впервые за многие годы в Астрахани в новый асфальт оделись улицы Краснодарская и Моздокская,
    16.07.2018 Astrakhanpost.Ru