О дорогостоящей косметике и косметических услугах, предоставляемых в кредит


Роспотребнадзор предупреждает потребителей о широком распространении недобросовестных практик заключения договоров купли- продажи дорогостоящей косметики и договоров об оказании косметологических услуг.

В обращениях потребителей, поступающих в Службу, как правило, указывается на нижеследующее.

Потребителю предлагается воспользоваться бесплатной демонстрацией косметологических услуг (массаж, «пилинг», уход за волосами и т.д.), после чего - заключить договор на предоставление аналогичных услуг в будущем (например, на 40 посещений).

В случае продажи косметики потребителя знакомят с т.н. тестовыми образцами, брошюрами, описанием «исключительных» потребительских свойств косметики. До подписания договора для усиления мотивации к совершению такой сделки потребителю может предоставляться «профессиональная» информация медицинского характера (о состоянии здоровья волос и кожи, развитии возможных заболеваний, необходимости профессионального ухода, составления плана лечения и т.п.). При этом в обращениях потребителей часто содержатся жалобы на некомпетентность специалистов, осуществляющих косметологическую процедуру с использованием специальных средств, отсутствие у организации лицензии на медицинскую деятельность и др.

Подобные договоры часто сознательно заключаются с использованием факторов (шумные, душные помещения, громкая или, напротив, успокаивающая музыка, использование ароматических средств и т.п.), которые отвлекают внимание потребителей, не дают им сосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями. Договорная документация по таким сделкам может носить сложный и запутанный характер, часть важной информации выносится в приложения либо «растворяется» в середине многостраничного договора, при этом используются специальные и непонятные потребителю термины. Одновременно потребителя торопят с подписанием договора, предлагают подписать документы после устного описания их содержания, изложенного мелким шрифтом.

Стоимость оказания соответствующих товаров и услуг, как правило, во много раз превышает финансовые возможности клиентов (может доходить до 200-300 тыс. руб.), в связи с чем им предлагается для оплаты заключить кредитный договор, а приглашение в косметический магазин или салон сопровождается настойчивой рекомендацией иметь при себе паспорт (который необходим для оформления кредита).

Традиционно под воздействие недобросовестных практик попадают доверчивые потребители, а также люди пожилого возраста. После общения с родственниками и близкими людьми, а также внимательного ознакомления с условиями заключенных договоров (кредитного, купли - продажи, об оказании услуг) и ценами на аналогичные товары и услуги многие потребители пытаются расторгнуть заключенные договоры, на что, как правило, встречают категорический отказ со стороны продавца или исполнителя.

Таким образом, несмотря на то, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг (с возвратом всех денежных средств за вычетом понесенных исполнителем расходов) или отказаться от договора купли-продажи, заключенного под влиянием заблуждения (неполучения всей необходимой информации о товаре), на практике это оказывается сделать непросто.

Недобросовестными продавцами и исполнителями используется целый ряд юридических уловок, которые существенно затрудняют достижение положительного исхода: представители продавца или исполнителя услуг отказываются получать письменные претензии и жалобы, в договорах не указывается действительный (реальный) адрес хозяйствующего субъекта, договорам присваиваются несвойственные названия, затрудняющие их идентификацию.

Фиксируя соответствующие обращения, Роспотребнадзор старается не только разъяснить гражданам их права и порядок судебной защиты таких прав, но и оказать действенную помощь, направленную на возврат денежных средств, например, вступая в судебный процесс для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей на основании ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также п. 5 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей».

На государственном информационном ресурсе в области защиты прав потребителей размещены соответствующие решения судов, иллюстрирующие примеры такой помощи ( Республика БашкортостанРеспублика Татарстан ), приведшей к возврату потребителям денежных средств в связи расторжением договора об оказании косметологических услуг.

При участии специалистов территориального органа Роспотребнадзора по  Новосибирской области   были не только возвращены потребителю деньги за покупку дорогостоящей косметики, но и взыскана компенсация морального вреда и штраф в пользу потребителя. Аналогичные результаты достигнуты при поддержке специалистов управлений Роспотребнадзора  по Чувашской РеспубликеСаратовской областиАлтайскому краю .

При этом одновременно в установленном порядке проводится работа, направленная на выявление и пресечение описанных выше недобросовестных практик в рамках административных полномочий Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор рекомендует:

до получения косметологической процедуры предварительно постараться убедиться в том, что используемая для этого косметическая продукция не вызывает нежелательных кожных реакций (жжения, покраснений, шелушений и т.п.) и соответствует установленным обязательным требованиям;

не торопиться с принятием решения о покупке косметических средств, оставив себе время для оценки потребности в использовании предлагаемых товаров и наличия финансовой возможности их оплаты, в том числе с учетом мнения членов семьи;

не подписывать предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв предварительно их содержание;

иметь в виду, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств;

помнить, что потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.

Роспотребнадзор напоминает:

В соответствии со статьей 32 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю лишь фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по соответствующему договору.

Любые продовольственные и непродовольственные товары ненадлежащего качества можно вернуть или обменять в соответствии с правилами, закрепленными в статье 18 Закона «О защите прав потребителей».

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (перечень товаров, не подлежащих обмену по указанным основаниям, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, и включает в себя в том числе парфюмерно-косметические товары).

В соответствии со статьей 12 Закона «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При этом пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).









 
По теме
В Управление Роспотребнадзора по Астраханской области поступило обращение об оказании помощи  в составлении искового заявления по защите прав потребителя.
11.08.2017
№ Тема обращения Кол-во обращений Результат обращения 1 Вопросы санитарно-эпидемиологического надзора, из них 109 1.1 Гигиена питания, организация надзора за питанием населения,
10.08.2017
 
В 1 полугодии 2017 года  в отдел защиты прав потребителей Управления поступило 674 письменных  обращений о нарушении прав граждан, в том числе непосредственно от граждан - 458(68%) обращений,
07.08.2017
В соответствии со  статьей 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1(далее-Закон) защита прав потребителей осуществляется судом.
24.07.2017
 
26 июля – День единого приема граждан в ФССП - УФССП 26 июля 2018 года жители региона смогут получить личную консультацию у руководства и сотрудников аппарата УФССП России по Астраханской области и его структурных подразделений по вопросам, входящим в компетенцию Службы.
23.07.2018 УФССП
Полиция призывает астраханцев не оставлять без присмотра свои велосипеды В летний период велосипед является одним из самых популярных транспортных средств и все чаще становится предметом кражи.
20.07.2018 Приволжская газета
В Астраханской области Управление внутренних дел и МЧС проводят мероприятия, направленные на профилактику несчастных случаев на воде.
20.07.2018 Приволжская газета
В Астраханской области инспекторы рыбоохраны изъяли у браконьеров 11 лодок и почти тонну рыбы - Газета Волга 95 правонарушений за неделю Почти тонна незаконно выловленной рыбы, запрещенные орудия лова и водные транспортные средства — все это было изъято в Астраханской области инспекторами отдела государственного контроля,
23.07.2018 Газета Волга
Не там припарковал Очередное дерево упало сегодня в Астрахани. Об этом очевидцы сообщают в открытом паблике « Аварии Астрахань » в одной из социальных сетей.
23.07.2018 Газета Волга
Пора вечерок продолжается - Администрация Камызякского района Четвертый год подряд в нашем городе успешно реализуется уникальный творческий проект под названием «Камызякские вечерки».
23.07.2018 Администрация Камызякского района
День семьи, любви и верности не случайно отмечается в день памяти святых Петра и Февронии Муромских, которые в русской православной традиции являются покровителями семьи и брака, хранителями домашнего очага и любви.
20.07.2018 Приволжская газета
Являясь одним из основных институтов общества, первой ступенью социализации человека, семья развивается и видоизменяется вместе с окружающим миром, по-своему реагируя на требования времени,
20.07.2018 Приволжская газета
На стадионе села Началово 8 июля прошёл один из самых любимых и близких для нас праздников — День рыбака, подготовленный и проведённый коллективом МКУК «Анютино» Началовского сельсовета.
20.07.2018 Приволжская газета
JPG Файл - УМВД по Астраханской области В Астрахань из служебной командировки вернулись сотрудники регионального Управления МВД, которые в составе сводного отряда обеспечивали безопасность на главном спортивном событии года – Чемпионате мира по футболу FIFA 2018.
23.07.2018 УМВД по Астраханской области
На финише первого же этапа «Шёлкового пути-2018» года легенды мировых ралли-рейдов, победители «Дакара» и «Африки» признали – они не ожидали столь сложных условий.
21.07.2018 Газета Волга
Мы недавно уже писали о том, что все ценные и интересные инициативы на благо приволжан принимаются и поддерживаются руководством района и депутатами Думы Астраханской области.
20.07.2018 Приволжская газета
  Прокуратурой области проведена проверка по информации ГУ МЧС России по Астраханской области об отключении водоснабжения 27.05.2018 в г. Харабали.
23.07.2018 Прокуратура Астраханской области
Фото из Интернета Оба пожара были потушены оперативно Как стало известно сетевому изданию Аstrakhan.Site из оперативных сводок Главного управления МЧС России по Астраханской области,
23.07.2018 Astrakhan.Site
Завтра, в понедельник, 23 июля местный филиал публичного акционерного общества «МРСК Юга» произведёт традиционное ограничение электрического снабжения потребителей в двух районах областного центра.
22.07.2018 Ast-News.Ru