Есть известное выражение, с которым я согласен: «Не в деньгах счастье». Но всегда мысленно добавляю к этой фразе слова: «когда они есть». Верно поет Вика Цыганова: деньги «на тот свет с собою не возьмешь». Но, с другой стороны, если безнадежно слиплись стенки кошелька - как- то серо и тоскливо становится на душе…
РЕФОРМА-61
Видно, действительно, достиг я солидного возраста, если помню еще (но уже смутно) «хрущевскую» денежную реформу образца 1961 года. Когда «сталинские портянки» обменивались на «хрущевские фантики». И непривычно было поначалу лицезреть новенький небольшой бумажный рубль – крепенький, хрустящий, как огурчик. И помнится недовольное ворчание мамы и бабушки после воскресного «культпохода» на местный базар в Оранжерейном…
Реформа была проведена в форме «чистой» деноминации. То есть произошло уменьшение масштаба цен в 10 раз. Все денежные средства, цены и тарифы пересчитывались в соотношении 1 рубль новыми деньгами за 10 рублей старыми. Делалось это якобы лишь «…в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам».
Несмотря на все заверения, что происходит всего лишь обмен старых денег на новые, частный рынок среагировал на эту реформу по-своему: если в госторговле цены изменились ровно в десять раз, то на рынке они изменились в среднем лишь в 4,5 раза. Так, если в декабре 1960 картофель стоил в госторговле по рублю, а на рынке от 75 копеек до 1 руб. 30 коп., то в январе, как и было предписано реформой, магазинный картофель продавался по 10 копеек за килограмм. Однако картошка на рынке стоила уже 33 копейки. Подобное происходило и с другими продуктами и особенно с мясом.
К чему это привело? Да к тому, что магазинные овощи и фрукты резко потеряли в качестве. Завмагам оказалось выгоднее сплавить качественный товар спекулянтам, положить выручку в кассу и отчитаться о выполнении плана. Разницу же в цене между закупочной ценой спекулянта и госценой они клали себе в карман. В магазинах же оставалось лишь то, что на рынке было невозможно продать. В результате почти все магазинные продукты люди брать перестали и стали ходить на рынок. Уход продуктов из магазина на подорожавший рынок больно ударил по благосостоянию народа.
В 1962 году, чтобы хоть как-то компенсировать отток продуктов на рынок, было решено повысить розничные цены в госторговле. Однако это еще больше подняло цены на базарах. В результате тогдашние цены для тогдашних зарплат оказались запредельными. Всё это вызвало народные волнения, а в Новочеркасске даже привело к крупномасштабному восстанию, при подавлении которого было убито 24 человека.
Лишь в ходе косыгинских реформ базарные и магазинные цены удалось немного выровнять, а в позднебрежневские времена в некоторых местах на рынках не разрешалось поднимать цены выше определенного администрацией максимума.
РЕФОРМА-91
Конфискационная денежная реформа, впоследствии названная «Павловской», в честь тогдашнего министра финансов СССР Павлова Валентина Сергеевича. В течение трех суток января граждане могли обменять 50-ти и 100-рублевые купюры на новые. Обменять можно было только наличными сумму до 1000 руб. В Сбербанке с вклада можно было получить только 500 руб. новыми. Менее чем за две недели до этого события Павлов выступил с заявлением, что никакой денежной реформы не будет. «Руку даю на отсечение», — сказал он, положив ладонь одной руки на другую руку чуть ниже локтя. Что на самом деле означал этот жест, граждане узнали через несколько дней…
РЕФОРМА-93
Из-за возросшей инфляции в 1993 году правительство провело новую конфискационную денежную реформу. Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять суммы до 100 тыс. руб. (при этом первоначально устанавливались суммы в 35 тыс. руб. и 70 тыс. руб.), о чем в паспорте ставился штамп. Слухи о реформе ходили заранее, власти их опровергали, при этом реформа была проведена в июле в период отпусков, когда многие были вдали от места прописки. В результате многие просто физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали. В итоге недовольства населения сроки обмена купюр были значительно продлены.
РЕФОРМА-98
Замедление спада в экономике в 1996-1997 гг. вызвало принятие решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Один новый рубль равнялся тысяче старых. К окончанию процесса деноминации было изъято более шести миллиардов банкнот (в четыре раза меньше, чем в 1993 году).
После 31 декабря 1998 года хождение «старых» денег прекратилось, оставшиеся бумажные и даже металлические деньги можно было обменять до конца 2002 года.
Вскоре правительство объявило дефолт по внутренним обязательствам, а курс рубля сильно упал по отношению к другим валютам.
ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ.
А Ч ТО ВПЕРЕДИ?
Недавно, затеяв очередное освобождение от накопившегося бумажного хлама, я обнаружил свои листочки с записями некоторых цен в местных магазинах и на рынке. По нынешним временам цены просто смешные. Из года в год они всё выше. Бывают редкие исключения, как правило, сезонные. Имею в виду прежде всего товары и продукты повседневного спроса.
Мне скажут: так и зарплаты растут. Верно. Но зададимся вопросом: поспевает ли рост зарплат, пенсий, пособий за ростом цен? Если речь о людях, носящих или носивших погоны – наверно, можно дать утвердительный ответ. Хотя они со мной могут и не согласиться. И у чиновников все в ажуре. А если иметь в виду все остальное население? Ответ, скорее всего, будет отрицательным.
Впрочем, есть и официальные цифры. Уровень бедности, то есть доля населения, семейный доход которого находится ниже официального прожиточного минимума, в РФ с 2008 года изменился мало. Тогда он составлял 13,3%, в 2012 году – 12, 7%, на этот год Минэкономразвития ожидает 12,8%. Остается лишь добавить, что сам этот прожиточный минимум у нас жалок и убог, с его помощью не жить, а с грехом пополам выживать…
Как только власть с помпой объявляет об очередной предстоящей прибавке (часто весьма скромной) зарплат или пенсий, так рынок сразу же реагирует вздорожанием.
Как только президент заявляет, что граждане скоро станут жить лучше, цены тут же подскакивают вверх. Очевидно, от радости за граждан...
И снова в стране начинает множиться число миллионеров. Но не потому, что жизнь стала такой уж распрекрасной, нет. Просто нули прибавляются. Вот уже и купюра в 5000 рублей не кажется столь большой, выведены из обращения банкноты номиналом 5, 10 рублей и монеты номиналом 1 и 5 копеек. Скоро, наверно, и 10-тысячная купюра появится. Так что могу предположить, что лет через 5-6 нас ждет очередная деноминация, очередное «срезание нулей», дело к этому идет. Как говорится, деньги портят человека, а инфляция – деньги…
РОСТ ЗАПРЕДЕЛЬНЫЙ
Две трети электричества в стране вырабатывается из газа, поэтому повышение тарифов на газ автоматически приводит к росту цен на электричество. За 2008-2010 гг. цены для конечных потребителей выросли больше чем вдвое. И рост продолжается. Что касается тарифов на ЖКХ, то они с 1994 года выросли в 30 тысяч раз. Это в тридцать раз больше, чем официальная инфляция за этот же период!
Тарифы на ЖКХ растут ежегодно с темпом, превышающим инфляцию. Более того, во многом они и предопределяют её темп. И ситуация уже приближается к критической точке. По состоянию на 1 июня 2013 года объем задолженности за жилищно-коммунальные услуги в России достиг 733 млрд рублей, причем за пять месяцев этого года данный показатель вырос на 11%. Из этих 733 млрд. задолженность граждан достигла 145 млрд рублей.
Начиная с 2005 года, федеральные власти определяют предельный уровень роста тарифов ЖКХ на следующий год, рассчитывая его из установленных ими же размеров повышения цен на газ, электро- и теплоэнергию. Однако формирование нормативов потребления коммунальных услуг отдано на откуп муниципальным властям, что дает им право внешне законно обходить определенные Москвой максимумы.
Самый свежий пример – завышенный раз в десять норматив потребления коммунальной услуги в виде горячей и холодной воды на общедомовые нужды (постановление министерства ЖКХ Астраханской области №17-п от 20.05. 2013г.). Больше одной тысячи литров воды в месяц на один квадратный метр подъезда, 100 ведер! Ясен перец (как сейчас выражаются), что в норматив вложили все возможные потери в водопроводных сетях, все протечки и аварии, всю возможную бесхозяйственность и безалаберность коммунальщиков. Пусть их оплачивают жильцы. При всем при том, что уборщицы воду-то набирают, как правило, в одной из квартир…
ПОЧЕМУ РАСТУТ ТАРИФЫ?
Рост тарифов на ЖКХ – не случайность и не чья-то злая воля. Это – прямое следствие выстроенной в России системы. Отказаться от роста тарифов для государства крайне сложно – ломается так хорошо отлаженная система реализации амбициозных политических проектов, этих весомых и зримых «достижений» власти. Этаких сталинских высоток среди бараков, в которых живет население. А также система кормлений местных органов власти, которые обеспечивают в конечном счете успех на выборах, формируя и контролируя избирательные комиссии. Власть не хочет разрушать эти механизмы. Опасается. Больше, чем уличного протеста.
Получается ответ, который мы знаем с середины 90-х: инфраструктурные монополии, которые в нашей стране принято именовать «естественными», получают от правительства ежегодную прибавку в виде роста тарифов. Ее величина не зависит от качества их услуг или спроса на рынке — это лишь вопрос умелого лоббирования. Поэтому у монополий нет стимулов сокращать издержки, тем более их раскрывать. И конкурентов нет. Наша экономика «рыночная», только в кавычках. Цены у нас высокие, потому что монопольные, потому что они - результат сговора, а не конкуренции.
Тарифы списывают на инфляцию, но из года в год они растут быстрее общего роста цен по стране. Более того, когда чиновники рассуждают о причинах этого самого роста цен, они ссылаются... на рост тарифов. Неужели никто не может разорвать этот замкнутый круг?
ТОРПЕДИРУЕТ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Жизненно необходимо установление ограничений для роста тарифов естественных монополий и ЖКХ. Закон, который неоднократно вносился оппозиционными фракциями в Госдуме, об ограничении при принятии Федерального бюджета на очередной год роста тарифов естественных монополий и ЖКХ официальным уровнем инфляции, постоянно торпедируется «Единой Россией». Из года в год при рассмотрении бюджета устанавливается рост тарифов выше, чем официальные темпы инфляции. Но при этом основным источником роста цен и инфляции является как раз рост тарифов. Их обуздание необходимо как с точки зрения экономического роста, так и с точки зрения решения социальных проблем.
Одним из инструментов является законодательное запрещение закладывать любое повышение тарифов выше, чем официальный уровень инфляции и введение такой нормы в Бюджетный кодекс.
Читаю недавно в «АиФ» (Астрахань): «С 1 июля тарифы на коммунальные услуги в Астрахани резко возрастут. Президент публично потребовал от коммунальщиков не повышать тарифы больше, чем на 6%. Однако сделал он это слишком поздно – во многих регионах, в том числе в Астраханской области, тарифы уже давно утверждены. Рост составит от 6 до 26,6%».
Вот и подумалось мне: а что было бы, если бы Иосиф Виссарионыч потребовал того же самого от коммунальщиков? Какой была бы ответная реакция? Да, мне скажут, что тогда была административно-командная система. А сейчас вроде бы другая. Вроде бы рыночная. Аналогов которой в мире сыскать трудно…
Геннадий РОСТОВСКИЙ
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Другие статьи: | |
БИБЛИОТЕКЕ ИМЕНИ КРУПСКОЙ – 175! >> |