Быть учителем непросто

  Отгремел последний звонок. Учебный год оказался трудным не только для учеников, но, как ни странно это звучит, и для педагогов. Среди них - Ирина Александровна Кириллова, учитель начальных классов МБОУ «Пришибинская ООШ имени Героя Советского Союза А. Тульникова», которой в связи с оптимизацией 1 сентября вверили сразу 2 класса – третий и четвёртый. Итого – 17 детей разного возраста. Как провести 2 разных урока в течение 45 минут – задача неразрешимая, тем более, что оба класса занимаются по одной из самых сложных программ начальной школы автора Н. Виноградова, рассчитанной на продвинутых воспитанников гимназий и лицеев.
  «Я пожалела ребят и разделила их на двух основных предметах – русском языке и математике, причём за один из этих двух уроков я получаю зарплату, а второй урок даю детям другого класса бесплатно, в моё свободное от работы время, - рассказывает учитель. – На других предметах дети сидят снова вместе. Работать очень трудно, учитывая тот факт, что программа осложнена обилием ненужной для этого возраста детей информацией. А если на одном уроке присутствуют разновозрастные дети, дать хорошие знания учащимся сложно вдвойне. Ведь каждый педагог знает, что на уроке на всё катастрофически не хватает времени, а здесь – двойная нагрузка…»
 
Количество учеников в пришибинской школе постоянно изменяется, виной всему – миграция населения, немалое количество которого проживает попеременно то в Чечне, то в Астраханской области. Многонациональный состав учащихся также накладывает свой отпечаток на учебный процесс. Маленький словарный запас ребят и языковые особенности народов Кавказа служат большим препятствием на пути овладения грамотой русской речи. «В чеченском языке нет мягких согласных, дети путают «Ш» и «Щ», с трудом усваивают правописание мягкого знака, не могут объяснить значение многих русских слов, которые по большому счёту являются для них иностранными. Но ОГЭ и ВПР на это скидку не делают, требуя от всех детей одинаковой грамотности» , – отмечает педагог. Зачем всех детей заставляют учиться по сложной программе, утяжелённой языковыми дебрями и математическими выкладками – для всех учителей страны остаётся до сих пор загадкой. Неужели нельзя дать для изучения государственный стандарт-минимум? К великому сожалению министров образования, все педагоги, с которыми я беседовала на протяжении нескольких последних лет, высказывали большое недовольство по поводу реформирования школьного образования, современных учебников и методической базы. А слова И.А. Кирилловой лишь очередной раз ярко подтверждает мнение коллег: « Я очень люблю свою профессию, но глупые, по-другому и не скажешь, реформы системы образования просто выводят нас, педагогов, из себя. Чем было плохо традиционное образование, когда дети на уроке знакомились с учебным материалом, несколько раз повторяли его, хорошо запоминали и твёрдо знали? Зачем российская школа пошла по пути американизации? У нас совершенно другой менталитет. Стоит отметить, что в отечественном образовании на протяжении нескольких десятилетий главным был принцип: «Повторение - мать учения!» Сколько талантливых поколений дала миру традиционная российская школа! Не надо забывать об этом».
  Оказавшись заложниками ситуации, учителя сельских школ вынуждены работать по утверждённым областным министерством образования бесплатным учебникам, объективно говоря, не предназначенным для широкой аудитории. К примеру, чтобы обучать детей по программе Н. Виноградова, необходимо провести отбор учащихся. Аналогичная ситуация и со многими другими учебными пособиями. (Родители учащихся 2004 года и младше меня поймут). Вопреки всему, что творится в современном образовании, отвечая на мой традиционный вопрос: «Что главное для вас в работе?», Ирина Александровна, грустно улыбнувшись, сказала: « Любовь к детям, как ни банально это звучит. А ещё участие родителей в жизни своего чада. Они должны понимать, что ребёнок дома и в школе – это 2 совершенно разных человека, и потому его надо знать со всех сторон. Интересуясь его успеваемостью и поведением в учебном заведении, налаживая контакт с учителем и помогая в выполнении домашнего задания – можно воспитать достойного человека. Когда родители приходят в школу и интересуются успехами сына или дочери – это так трогает. Однако тенденция последних лет такова, что старшее поколение в силу разных причин остаётся равнодушным к проблемам своих детей, а потом спустя какое-то время пожинает горькие плоды своего бездействия».

 
27 лет педагогической работы И.А. Кирилловой отмечены со стороны Управления образования АМО «Енотаевский район» и руководства родной школы Благодарственными письмами и грамотами, но куда важнее для учителя людская благодарность, приветливые лица односельчан, их уважение. «Мои бывшие выпускники уже и сами родители, но по-прежнему рады меня видеть, и это, по моему мнению, самая лучшая награда за нелёгкий учительский труд!» - делится собеседница. – Наше поколение педагогов ещё базируется в своей деятельности на таких основополагающих понятиях как долг, совесть, трудолюбие. Но огромная любовь к своей профессии, благодаря чересчур сильному реформированию образования, потихоньку угасает…»
 
Несмотря на то, что в СМИ вовсю трубят о том, что учитель волен выбирать учебную программу, учебники и методическую базу, в жизни как раз происходит в точности наоборот. И потому, резюмируя беседу, мне бы хотелось от имени Ирины Александровны и многих других учителей района пожелать всем участникам педагогического процесса (детям и родителям в том числе) мудрых законов от Министерства образования и умных, но простых учебников. «Чтобы наш совместный творческий полёт начинался в первом классе и продолжался вплоть до школьного выпускного. Чтобы дети хотели ходить в школу, а она, в свою очередь, давала прочную базу знаний», – мечтательно говорит Ирина Александровна. Да будет так…
  Галина ШУШЕРОВА, фото из архива И.А. Кирилловой.


  Поверь в мечту
  Позади подготовка домашнего задания и активная работа на каждом уроке. На повестке дня - ОГЭ. Всё своё время 9-классница Марият Абдулкеримова посвящает учёбе. Отличные знания по всем предметам помогают ей с успехом участвовать во многих предметных олимпиадах, а также двигаться семимильными шагами вперёд к поставленной цели – освоению профессии хирурга. И хотя восточинская школьница пока ещё не решила, каковой будет её узкая специализация – сложнейшие операции на сердце или человеческом мозге, но хорошим доктором она решила стать обязательно.
  Ярким примером для подражания стал родной дядя Зайпула Абдулкеримов, известный столичный хирург, частый участник различных международных конференций. Равной ему по рангу и положению стремится стать и его 15-летняя племянница Марият, которая однажды поставив перед собой высокую цель, прилагает ныне все усилия для её достижения.
  Девушка не скрывает, что буквально каждый её день посвящён учёбе и только ей. В течение всего учебного года : утром – уроки в школе, после обеда – подготовка с помощью учителей к предстоящим экзаменам, а вечером и в выходные дни – самоподготовка. Между делом – помощь с уроками младшей сестрёнке Луизе, а также маме в уборке дома и приготовлении пищи. Не забывала всё это время Марият и про своих одноклассников, которым прямо на перемене объясняла, как верно решить задачу или разобрать химическую формулу.
  Будучи старостой класса, Марият является ещё членом школьного совета, где вместе с учителями и родителями участвует в решении различных проблем по обустройству придворовой территории, успеваемости и поведению учащихся. Ещё девушка - активная участница многих спортивных соревнований школьного и районного масштабов. Помимо этого она решила вести здоровый образ жизни, начиная день с однокилометровой утренней пробежки на школьном стадионе. «Планирую пробегать ежедневно по 2-3 км и приобщить к этому хорошему начинанию учащихся нашей школы, – делится собеседница. - «Быть здоровым!» - это правило должно стать непреложным для каждого россиянина. А для этого надо непременно заниматься спортом и следить за своим питанием, это я вам как будущий доктор говорю. Но, всё же, главное в моей жизни – учёба!» Кстати, за отличную успеваемость девушка в прошлом году была премирована путёвкой в сочинский лагерь «Орлёнок». «Из той поездки я почерпнула для себя много нового, приобрела друзей, переписка с ними продолжается и по сей день», – рассказывает собеседница. Многогранность личности юной землячки давно заметили и ценят как учащиеся школы, так и её учителя. Первая помощница во всех делах - это, конечно же, она - Марият Абдулкеримова. И пусть она пока известна лишь в узком кругу своих односельчан, вполне возможно, что спустя всего лишь несколько лет, её имя станет известно и в масштабе всей страны. Давайте пожелаем удачи юному восточинскому дарованию!
  Галина ШУШЕРОВА, фото из архива М. Абдулкеримовой.

 

 
По теме
В Астраханской области за круглым столом обсудили творчество  Махтумкули Фраги - Министерство внешних связей В стенах Астраханского государственного университета имени В.Н. Татищева в формате видео-конференц-связи состоялся круглый стол  «Творческое наследие Махтумкули Фраги: культурные и гуманитарные аспекты»,
Министерство внешних связей
Ученые АГАСУ представили результаты научных исследований на международных конференциях - Архитектурно-строительный университет В конце марта представители кафедры пожарной безопасности и водопользования Астраханского государственного архитектурно-строительного университета приняли участие в конференциях,
Архитектурно-строительный университет
Астраханец устроил стрельбу из окна автомобиля - Астрахань 24 Фото: пресс-служба УМВД России по АО Местный житель был задержан полицейскими В отдел полиции ОМВД России по Камызякскому району Астраханской области поступило сообщение о стрельбе,
Астрахань 24
Смелость на здоровье - ОДКБ им. Н.Н. Силищевой «Коробка храбрости» для самых смелых пациентов Областной детской клинической больницы им.
ОДКБ им. Н.Н. Силищевой
Приволжские мастера проводят интерактивные экскурсии - Приволжская газета В учреждениях культуры Приволжского района организованы мероприятия по самым разнообразным направлениям Праздник народных ремесел — так называется интерактивная экскурсия на Ремесленном подворье в селе Евпраксино.
Приволжская газета
В Астрахани наградили победителей Областного поэтического конкурса - Министерство соцразвития и труда В рамках празднования Всемирного дня поэзии в Астрахани были подведены итоги ежегодного Областного поэтического конкурса среди граждан пожилого возраста «В мире поэзии».
Министерство соцразвития и труда