Предыстория
На протяжении многих лет руководство Астраханской области в партнерстве с крупнейшей частной нефтедобывающей компанией России – ПАО «ЛУКОЙЛ» – работало, чтобы ускорить ввод в эксплуатацию шельфовые месторождения на Каспии. Региональные власти вполне обоснованно рассчитывали, что с вводом в строй месторождений смогут получать серьезные налоговые дивиденды – в первую очередь, за счет налога на прибыль и на имущество.
Однако в итоге вышло иначе. С 1 января 2014 года на федеральном уровне были приняты поправки в Налоговый кодекс, по которым налог на прибыль с вновь вводимых месторождений на каспийском шельфе должен перечисляться в федеральную казну, минуя регион. Этими же поправками федеральный центр выделил нефтяникам льготы по налогу на имущество. Правда, вышло некрасиво: добрые федеральные власти совершили благодеяние не за свой счет, а за счет региона.
Естественно, такие налоговые маневры вызвали в Астрахани широкий резонанс. Губернатор Александр Жилкин едва ли не еженедельно летал в Москву на переговоры с минфином РФ. Даже сами нефтяники ЛУКОЙЛа обращались в минфин с просьбами пойти навстречу астраханцам. Переговоры шли весь 2016 год, но только к весне 2017-го стороны достигли определенного консенсуса:
А теперь – про цифры
Чтобы было понятнее, условия возвращения таковы:
1.
Согласно НК РФ, ставка налога на имущество составляет 2,2%. По предварительным расчетам на 2018 год, это около 4,5 млрд. рублей налоговых поступлений с ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть». Учитывая, что освоение каспийских месторождений продолжается (на очереди, помимо Корчагина и Филановского, еще Ракушечное и Кувыкина), то и суммы налога с нововведенных платформ и флота будут с годами расти.
2.
Руководство ПАО «ЛУКОЙЛ», которое с 2014 года пользовалось федеральной льготой по этому налогу, обратилось с просьбой не возвращать налог сразу в полном объеме, а предусмотреть переходный период в несколько лет. Предприятию нужно время, чтобы пересчитать инвестпроект и адаптировать его под новые реалии.
3.
Схема переходного периода такова:
Астраханской области Игорь Мартынов, тыкой порядок выплат был ратифицирован минфином РФ Антоном Силуановым, президентом ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагитом Алекперовым и губернатором Александром Жилкиным.
Дело осталось за малым: провести соответствующий закон через ДАО. И вот тут астраханские эсеры решили сыграть на опережение и заработать политическое очко.
Шкура неубитого медведя
Еще на предварительной стадии, за несколько дней до заседания, лидер астраханских эсеров Олег Шеин опубликовал в своем блоге критическую заметку о «льготах для нефтяников». Оппозиционер посмотрел на предложенный переходный период под таким углом:
Стакан наполовину полон
Когда Игорю Мартынову все же удалось урезонить расшумевшихся справедливороссов, слово взяла полпред губернатора в ДАО Виктория Гурьянова . Она указала эсерам, что «делить шкуру неубитого медведя» не совсем благородное занятие:
– Вы говорите про «недополученные» миллиарды и «льготы», и забываете о том, что по факту, мы никаких денег до этого не получали. Не было этих выплат. Соответственно и астраханский бюджет ничего не теряет, вводя переходный период. Наоборот, мы получаем новый источник дохода: миллиард в 2018 году, полтора миллиарда – в 2019 году и так далее. И это уже немало.
Получилось, как в старой поговорке про оптимиста и пессимиста: по версии эсеров «стакан наполовину пуст», а с точки зрения астраханского правительства он «наполовину полон».
Шаги навстречу
Само собой, коллеги попросили комментарий и у представителя нефтяников. Депутат ДАО, гендиректор ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» Николай Ляшко отметил, что компания всегда шла навстречу региональным властям и имеет моральное право просить об ответных шагах:
– Пять лет назад губернатор Александр Жилкин обратился к руководству ПАО «ЛУКОЙЛ» с просьбой включить Астраханский регион в консолидированную группу налогоплательщиков. Это позволило нам перечислять в бюджет области ежегодно более 3 млрд. рублей налога на прибыль. И это при том, что наше подразделение прибыли не генерирует: все эти годы мы только вкладывали средства в освоение месторождений. По сути, этот налог платится с прибыли других регионов. За пять лет выплаты составили 17 млрд. рублей. Еще порядка 1 млрд. компания направила на реализацию социальных проектов в регионе. Мы очень рассчитываем на понимание со стороны региона. Нам чрезвычайно необходим этот переходный период по налогу на имущество. Инвестпроекты такого уровня, как наш, рассчитаны на десятилетия вперед, и резкое изменение условий (а появление нового налога это чувствительный фактор) может серьезно осложнить их реализацию. Нам необходимо несколько лет, чтобы адаптировать схему к новым реалиям.
Куда сбежит теленок?
Депутат от Черноярского района, единоросс Юрий Смоляков привел любопытную сельскохозяйственную метафору:
– Уважаемые эсеры, я понимаю, что вы хотите для бюджета как можно больше денег. Все мы хотим больше, это нормально. Но ведь следует действовать разумно. Есть бизнес проект. Он, как теленок, только становится на ноги – а вы уже собрались его «доить» в полный рост и «драть последнюю шкуру». Нормальный хозяин так никогда не поступит, даже в трудную годину. При таком отношении теленок или погибнет, или сбежит куда-нибудь.
Метафора Юрия Смолякова вызвала в рядах парламентариев заметное оживление. Особенно часть, где «теленок может сбежать»: некоторое время назад в кулуарах обсуждалась возможность того, что ЛУКОЙЛ поменяет прописку юрлица, к примеру на Калмыкию (и тогда налог на имущество будет радовать казначеев соседней республики) .
В итоге голосование по переходному налоговому периоду прошло довольно неоднозначно:
Источник: Punkt-a.info
28.10.2017 10:37