Я саблезубый, но добрый
kinopoisk.ru
Астраханского актера озвучивания Александра Груздева (мы уже писали о нем тут ) не узнают на улицах, особенно когда он молчит. Но стоит ему что-то сказать в общественном месте, как люди недоуменно прислушиваются. Какой знакомый голос! И они правы. На счету актера озвучения сотни персонажей популярных и даже культовых фильмов, говорящих его голосом.
«Терминатор», «Крепкий орешек», «Убить Билла», «Люди икс» и еще сотня фильмов, в которых брутальные главные герои говорят его глубоким, с хрипотцой, низким голосом. «Многие актеры грешат тем, что любят себя в роли. Груздев не такой: он буквально растворяется в персонаже, которого озвучивает», — говорят специалисты.
Про обладателя «великого и ужасного» голоса и его киногероев мы вам уже рассказывали в прошлом году. А теперь специально для «Газеты ВОЛГА» — интервью с мастером озвучивания, в котором он рассказал, что для него Астрахань, какие книги с его озвучкой лучше послушать и почему прохожие кричат ему вслед «Зина!».
— В Астрахани вас помнят и гордятся. Утрачен ли у вас контакт с родным городом или вы приезжаете к нам?
— Я — астраханец! И не могу утратить связь и контакт с городом, где родился, вырос, где живет моя мама, мои друзья… где могилы моих родных, к сожалению, уже и друзей. Я приезжаю часто. А когда часто не получается — болею. Правда. Здесь моя Родина, молекулярная система моя для восстановления требует этой почвы. Волги требует. В минувшем году приезжал на концерт моего друга Романа Беккулова и его замечательной группы «Бек-тайм». Мастер-класс проводил в консерватории на актерском курсе у другого моего друга Сергея Тараскина.
— Если бы вам пришлось показать туристу Астрахань, в какое место города вы бы его повели?
— В Астрахани много мест, дорогих мне. Все адреса, по которым я жил: улица Лычманова, например, дом купца Губина с драконами, Красная Набережная, где раньше был дворец пионеров и где я начал заниматься театром. В роддоме на Красной Набережной я родился. А туристу что показал бы? Может быть, Большие Исады, чтобы увидели, чем богата земля астраханская. И воду — Волгу. Это все же главное.
— У нас в Астрахани сейчас новый прекрасный театр. Приедете, если позовут на творческий вечер?
— Если б пригласили — приехал бы.
— Вы озвучивали множество фильмов. Какой фильм был для вас трудной работой (например, пришлось долго вживаться в роль, нащупывать характер персонажа)? А над каким работать было, наоборот, легко и приятно? И почему?
— Самым приятным был, конечно, «Ледниковый период», а самым трудным — все же «Телефонная будка». Сопеть, дышать, мычать, кричать в течение двух дней. Колин Фаррелл, на мой взгляд, великолепен в этой роли… нельзя было подвести его.
— Ваш голос узнают в общественных местах? Не подбегают с вопросом «А не вы ли тигр из «Ледникового периода»? И как вы на это реагируете?
— Однажды я был знаменитым, когда снялся в рекламе пива. Меня узнавали на улице и кричали мне «Зина»! Мне не понравилось. Так что предпочитаю оставаться «за кадром». Голос узнают иногда… таксисты. Иногда признаюсь, что это я. Но не всегда.
— Какой озвученный вами персонаж похож на вас по характеру?
— Никакой. Я же по амплуа кто? — Злодей! А я — добрый. Вроде как Диего из «Ледникового периода». Саблезубый, но добрый.
— Вы начитываете книги. Мне, как любителю аудиокниг, кажется, что это каторжный труд. И всегда хотелось узнать, как происходит процесс озвучки. Сколько часов приходится работать?
— И книги записывал, и радиоспектакли. Это действительно захватывающий процесс, особенно в хорошей компании. С хорошим текстом, писателем, партнерами, звукорежиссером. Где бы я еще смог встретиться с такими партнерами, как Яковлев, Лев Дуров, Гафт? Сколько часов? По-разному. «Дьяволиаду» Булгакова смены две писали, а «Войну с саламандрами» Чапека — месяц целый, по несколько часов каждый день. В радиоспектакле «Севастопольские рассказы» у меня был эпизод трехминутный. Я его быстро записал.
— Перед «чистым» прочтением приходится читать каждый кусок, чтобы понять, где ставить акценты?
— Это от многого зависит. Даже от настроения и состояния души. От «совпадения», если хотите, с текстом произведения. Для меня это важно. Профессионализм заключается в том, чтоб суметь «настроиться», что ли. Это не «дубляж» и не «закадр». Это — чистое творчество, и да, акценты важны.
— Какую книгу в своей озвучке вы могли бы порекомендовать со словами «вот это было очень интересно читать, книга воодушевила меня»?
— Безусловно, сказки Сергея Козлова. Про ежика. Я их несколько раз записывал. И первый раз — здесь в Астрахани, в студии у моего друга Саши Молодцова.
— Вы нашли себя в озвучке. Но у вас есть и кинороли. Будут ли новые фильмы с вашим участием? В каком амплуа вам комфортнее всего, а в каком хотелось бы себя попробовать?
— Снимался я немного в сериалах, да и то раз шесть-семь. Вот недавно не утвердили на главную роль, потому что я машину не вожу, а герой все время за рулем. Новое амплуа? Есть много интересного, и предложения есть, но о них говорить не буду, чтобы не спугнуть…самого себя.
Врезка: Эти фильмы, озвученные Александром Груздевым, видели все:
1979 – «Чужой» — главный инженер Паркер
1984 — «Терминатор» — Терминатор
1987 — «Хищник» — Диллон
1988 — «Крепкий орешек» — Эрджайл, специальный агент ФБР Джонсон
1995 — «Джуманджи» — половина мужских персонажей
1997 — «Достучаться до небес» — Фрэнки Белуга
1999 — «Матрица» — Морфеус
2001 — «Властелин колец: Братство кольца» — Исильдур
«Ледниковый период-1,2,3,4» — Диего
2003 — «Убить Билла» — Хаттори Хандзо
2003 — «Властелин колец: Возвращение короля» — Дэнетор
2007 — «Трансформеры» — генерал Моршауэр
2013 – «Хоббит: Пустошь Смауга» — Глоин